ВИЛЬНЮС, 2 сен – Sputnik. Ключевыми направлениями, куда можно перенаправить белорусский грузопоток с балтийских портов, могут стать Балтийский балкерный терминал в Санкт-Петербурге и порт Усть-Луга. Об этом заявил РИА Новости транспортный эксперт, управляющий партнер ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству внести предложения о переориентации торговых потоков с порта Литвы на другие маршруты. Оценивая возможность переориентировать транзит на российские порты, он отметил, что для Минска это будет немного не выгодно, но "по тарифам можно договориться". Такие меры стали обсуждаться после того, как страны Балтии решили ввести санкции против соседней страны.
Как заявил Безбородов, в Усть-Луге предусмотрена 50-процентная скидка для нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии.
"С точки зрения доходов, фрахта и всей системы контрактных взаимоотношений никаких проблем не наблюдается. Потерь также не вижу, поскольку фрахт из Литвы более дорогой, потому что Клайпеда в несколько раз меньше Усть-Луги и в российском порту представлено несколько десятков различных вариаций погрузки нефтепродуктов", - сказал эксперт.
По мнению Безбородова, проблемы могут возникнуть при перевозке калийных удобрений, производимых "Белорусской калийной компанией". Сложности связаны с задержкой строительства универсального терминала компании "Ультрамар", и преодолеть их можно будет, если Минтранс, губернатор Ленинградской области и акционеры потребуют ускорить сроки сдачи проекта.
Также повлиять на скорость сдачи терминала может передача проекта в совместное управление российским и белорусским отраслевикам.
"Тогда и РЖД с радостью дадут скидку на перевозки таких грузов, поскольку сейчас около трех миллионов тонн удобрений требуют транспортировки. С другой стороны, часть калийных удобрений можно грузить не только в специализированный подвижной состав, но и в контейнеры, несмотря на то, что это дороже", - считает эксперт.
При этом Безбородов не исключил и такой возможности, при которой белорусский транзит будет переведен в украинские порты. Однако сам он считает это решение "максимально неверным".
Как считает эксперт, инфраструктура позволяет России справиться с появлением новых объемов грузов, однако основным вопросом остается искренность намерений Лукашенко. Кроме того, Безбородов отметил, что от Литвы стоит ожидать неприятных действий. Например, попыток надавить на ЕС с целью введения дополнительных санкций против Москвы.
Литва объявила о намерении ввести санкции против белорусских чиновников, причастных к "фальсификации результатов выборов" и подавлению протестов, практически сразу после того, как стало известно о победе Лукашенко и приезде тогдашнего кандидата на выборах президента Белоруссии Светланы Тихановской в Литву.
Изначально Вильнюс заявлял о списке в 32 фамилии, позже поступила информация, что утверждается список из 118 человек. Однако в понедельник, 31 августа, выяснилось, что страны Балтии согласовали 30 фамилий.
Вместе с тем, как заявила глава МВД Литвы Рита Тамашунене, сейчас Вильнюс не считает этот список окончательным и выступает за его расширение.
Ранее аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин оценит ущерб, который может понести Клайпедский порт в случае переориентации белорусского грузопотока. По его оценкам, Литва потеряет миллиарды долларов.
Ситуация с портами Балтии
В последнее время Россия наращивает активность портов на Балтике. Как отмечал экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский, российская сторона, которая раньше пользовалась транзитом через балтийские порты, вот уже десять лет строит свои порты и развивает их.
В балтийских республиках считают, что в РФ существует установка "лишить Прибалтику транзита", однако Москва просто не очень хочет зависеть от стран, которые демонстрируют недружественное и нестабильное к ней отношение.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в прошлом году грузооборот порта Усть-Луга оставил 103,9 миллиона тонн, Большого порта Санкт-Петербурга – 59,8 миллиона тонн, а порта Приморск – 61 миллион тонн. Прибалтийские порты показывают более низкие результаты. Так, грузооборот порта Клайпеда за прошлый год составил 46,2 миллиона тонн, Рижский порт – 32,8 миллиона тонн, Вентспилс– 20,5 миллиона тонн, а эстонские порты Таллин и Силламяэ – 19,9 и 10,5 миллиона тонн соответственно.