Миллиарды долларов: эксперт оценил потери Литвы при уходе грузов Белоруссии

© DepositphotosПорт в Клайпеде
Порт в Клайпеде - Sputnik Литва
Подписаться на
Как отметил Авдонин, одним из вариантов, куда Минск может переориентировать свой транзит, является Россия

ВИЛЬНЮС, 29 авг – Sputnik. Совокупный товаропоток белорусских товаров через порты стран Балтии в прошлом году составил около десяти миллиардов долларов, а его переориентация на порты Ленинградской области ощутимо ударит по балтийским экономикам, считает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.

Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО  - Sputnik Литва
Коктыш: Литва потеряла все что могла в ситуации с белорусскими грузами

Как отметил эксперт, пик белорусского импорта и экспорта через балтийские порты пришелся на прошлый год, в этом году наблюдается спад из-за пандемии COVID-19.

В основном через порты Литвы и Латвии Белоруссия поставляет калийные удобрения – эта статья составляет более 50 процентов экспорта. Также идут поставки продукции машиностроения, сельского хозяйства, пищевой промышленности.

"Например, в 2019 году порт Клайпеды (Литва) обслужил 14,1 миллиона тонн белорусских грузов - это 30,5 процентов от всех погрузок порта. Клайпедский терминал насыпных грузов перегрузил 9,8 миллиона тонн удобрений "Беларуськалия". Более десяти миллиардов долларов - это совокупный стоимостной товарооборот (импорт/экспорт) через эти порты", - цитирует РИА Новости Авдонина.

По его данным, в последнее время Белоруссия активно экспортировала в страны Латинской Америки, Африки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона – на все направления экспорт возможен только морским транспортом.

По оценке эксперта, в этой ситуации наиболее коротким логистическим плечом для Белоруссии были порты стран Балтии, однако на фоне политической ситуации все может измениться. Кроме того, через эти морские гавани частично идет и экспорт продукции белорусских экономических зон, созданных при участии китайского капитала.

"Это (переориентация грузов. – Sputnik) может сильно ударить по странам Балтии, и тем самым нивелировать их риторику по политическим темам. Экономика портов для стран Балтии является наиболее важной и актуальной статьей формирования национального ВВП", - считает Авдонин.

Кроме того, подчеркнул эксперт, следует помнить, что через балтийские порты идет не только экспорт, но и импорт товаров в Белоруссию.

Президент РФ В. Путин и президент Белоруссии А. Лукашенко - Sputnik Литва
Лукашенко заявил о готовности "устаканить любого, кто дернется" на западе

По словам Авдонина, Минск уже некоторое время назад начал прорабатывать вопрос переориентации экспортных грузов из Прибалтики в российские порты, прежде всего в районе Санкт-Петербурга.

Как считает эксперт, если российские логистические компании и порты предложат Белоруссии оптимальные цены, то, вероятно, будет найдена оптимальная цена, "которая будет даже выгоднее текущих прибалтийских".

Накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что поручил правительству внести предложение о переориентации всех белорусских торговых потоков с портов Литвы на другие. О каких именно портах может идти речь, белорусский лидер не сказал.

Как отметил Лукашенко, белорусские транспортные потоки формируют "30 процентов литовского бюджета". По словам президента, странам ЕС не стоит пугать Белоруссию санкциями, поскольку Минск готов дать ответ.  

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала