Потенциальных партнеров немало, в том числе Литва и Латвия. Как заявил премьер-министр Латвии после встречи с белорусским президентом в Минске, можно рассмотреть возможность транспортировки нефти в соседнюю страну через латвийские порты. То же самое готовы сделать Клайпедский порт и "Литовские железные дороги".
Вопрос: что выберет Белоруссия? В этом случае стоит взглянуть на контекст ее отношений с Литвой и Латвией.
Одни говорят, другие едут
Само собой разумеется, что Лукашенко выберет того, кто не только предложит лучшие экономические условия, но и проявит к нему большее уважение. В последнем случае Литва по сравнению с Латвией имеет серьезные проблемы.
До последнего момента политический диалог между Вильнюсом и Минском находился в глубоком кризисе. Однако когда Америка обеспокоилась интеграцией Белоруссии с Россией, Литва заговорила о возможности перезагрузки отношений с Минском.
Проблема в том, что пока Гитанас Науседа говорит, премьер-министр Латвии в Минске ведет переговоры с Лукашенко и сообщает, что его страна заинтересована в построении долгосрочных экономических отношений с Белоруссией, поскольку это позволяет планировать бизнес и снижать цены. В то же время премьер-министр Латвии заявил, что будет рад принять Лукашенко в Риге вместе с представителями белорусского бизнеса.
А теперь давайте попробуем вспомнить, когда состоялся последний визит какого-нибудь литовского руководителя в Минск? Сложно, потому что мы не общаемся с диктаторами. Австрия общается, Латвия общается, а мы – нет.
В конце прошлого года в Вильнюсе состоялась церемония захоронения предводителя восстания XIX века (также известного как белорусский активист Константин Калиновский) – хороший повод пригласить хотя бы премьер-министра Белоруссии, тем более что прибыл президент Польши. Однако официальный Минск представлял только вице-премьер.
Таким образом, латыши не только говорят, но и действуют, и через некоторое время Лукашенко отправится в Ригу. Но, может быть, позитива в отношениях Литвы с Белоруссией достаточно без визитов политиков? Не похоже.
Закон Ома
Прогресс уже в том, что недавно глава МИД Литовской Республики Линас Линкявичюс заявил, что первый блок электростанции уже построен и поэтому остается только попытаться заставить соседнюю страну соблюдать международные стандарты безопасности. Вот оно, начало возвращения к реальности.
С другой стороны, пока никто в Литве не собирается отказываться от законодательного запрета на покупку продукции с БелАЭС. Между тем Латвия уже говорит с Белоруссией о прямом импорте электроэнергии. Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас заявил: "Мы договорились, что наши министерства энергетики рассмотрят вопрос прямых поставок – а не через соседние страны – электроэнергии в Латвию".
А теперь подумайте: с кем Белоруссии будет выгоднее развивать сотрудничество, кому позволить заработать – доброжелательной и прагматичной Латвии или конфликтующей Литве?
Обобщая, можно утверждать, что Литва не хочет вырываться из своего "мира врагов" и каждый раз удивляется, почему другие все чаще пытаются действовать иначе (хотя эти другие просто стараются реализовать свои национальные интересы, а не идти против них). С таким подходом в отношениях с Белоруссией не только не будет никакой выгоды, но и велик шанс потерять то, что есть. Может быть, пришло время брать пример с Латвии?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.