Литва ожидает прибытия более 500 военнослужащих Сухопутных войск США. В республике появится и американская гусеничная бронетехника: 30 танков M1 Abrams, 25 боевых машин пехоты (БМП) M2 Bradley. И еще 70 колесных транспортных средств. Таким образом, в точке дислокации близ литовского городка Пабраде — это считаные километры до границы с Республикой Беларусь — будет создана постоянная база (парк боевой техники, арсенал, бытовая инфраструктура) для оперативного развертывания полнокровной бронетанковой дивизии США (завтра или в отдаленной перспективе — не суть).
В полном составе бронетанковая дивизия американской армии имеет до 17 тысяч военнослужащих, 290 танков M1 Abrams, 330 БМП Bradley, 348 бронетранспортеров M113, 146 вертолетов. Подобные дивизии (в США их четыре) предназначены для войн и вооруженных конфликтов на территории Европы, обладают наибольшими боевыми возможностями для действий на стратегических и операционных направлениях.
Тактика и стратегия американских войск носит принципиально наступательный характер. Бронетанковые формирования — главная ударная сила Сухопутных войск США, инструмент экспансии. На этом фоне все разговоры о гуманитарном "сдерживании" или укреплении обороны Литвы выглядят фиговым листком. Мы наблюдаем подготовку плацдарма и постепенное наращивание ударной группировки американских войск.
Необоснованный оптимизм
"Мы последовательно и терпеливо стремимся к расширению долгосрочного военного участия США в Литве и во всем регионе. Поэтому долгосрочное пребывание батальона армии США является хорошей и отрадной новостью", — заявил недавно литовский министр обороны Раймундас Кароблис.
Кароблис подчеркнул, что Литва неоднократно принимала американские батальоны в рамках конкретных учений, но в этот раз войска США прибывают "не для международных учений, а для долгосрочного развертывания". Здесь стоит заметить, что с весны 2014 года в Литве было развернуто более десяти ротаций Сухопутных войск США. Практически постоянное присутствие американских военнослужащих в республике очевидно и контрпродуктивно, способствует милитаризации региона и росту международной и военной напряженности.
Министерство обороны Литвы уточнило, что войска США прибудут "для сдерживания и подготовки", а еще американцы намерены "сотрудничать с литовскими войсками и обмениваться опытом в реализации проекта механизации сухопутных войск литовской армии". По сути, к весне 2020 года в республике будет развернут передовой батальон бронетанковой дивизии США. Вероятно, мы наблюдаем формирование новой военной базы США в Европе.
Сложно разделить оптимизм литовского министра обороны, ведь с прибытием американских танкистов возрастет не обороноспособность, а зависимость республики от тех или иных решений Пентагона. Министерство обороны Литвы выражает горячую готовность "оказывать всю необходимую поддержку" — размещение, материально-техническое обеспечение и прочее. А что потом?
Слова и дела
Сопредельная Белоруссия оказалась в сложном положении, хотя и раньше на границах республики во все времена года пахло порохом прибалтийских маневров НАТО. Недавно обозначилось потепление в отношениях Вашингтона и Минска, достигнуты договоренности о восстановлении дипломатических отношений США и Республики Беларусь, которые были прерваны десять лет назад. И вот сюрприз — американские танки M1 Abrams в 150 километрах по прямой от Минска. И неслучайно российский министр иностранных дел Сергей Лавров именно 25 сентября заявил, что отказ Белоруссии размещать российскую военную базу на своей территории — это "действительно неприятный эпизод".
Здесь уместно вспомнить, что политика Вашингтона в отношении Минска регулируется Актом о демократии в Белоруссии 2004 года и Актом о демократии и правах человека 2011 года. Санкции пока никто не снимал.
Размещение передовых частей бронетанковой дивизии США на литовской территории, в десяти километрах от белорусской границы — это крайне безответственный и недальновидный шаг Вильнюса. Безопаснее в Европе и странах Балтии точно не станет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.