Сквернялис предложил Белоруссии построить в Островце не атомную, а газовую электростанцию и использовать в ней газ, поставляемый через Клайпеду. Ее Превосходительство Даля Грибаускайте не молчит — ведь в соответствии с Конституцией за внешнюю политику отвечает президент.
В воскресенье Грибаускайте заявила журналистам, что предложение премьер-министра в отношении строящейся Островецкой АЭС является неконституционным: "Конституция предусматривает, что решения принимает только президент, а внешняя политика проводится совместно с правительством. Поскольку эта тема не согласовывалась, а это является стратегической целью внешней политики, я считаю, что это действие противоречит конституции".
Грибаускайте резко раскритиковал Сквернялиса и за еще одно его заявление. Премьер-министр заявил, что латыши Литве — не братья.
"В последнее время нужно было умудриться вернуться из израильской командировки с нотой протеста из Палестины, умудриться сказать кое-что о ближайших соседях. Это нужно уметь — так позориться на международном уровне со стороны премьера", — сказала Грибаускайте.
Президенту очень стыдно за такого премьер-министра, который позорит Литву перед всем миром, перед близкими и дальними соседями. Возможно, даже перед "террористическим государством " Россией.
Хотя перед Россией Ее Превосходительству, возможно, и не стыдно. Потому что Россия не является соседкой Литвы. России вообще нет. Ну, если только на другой планете. Поэтому разве будет стыдно перед тем, кого нет.
А все же, существует ли хоть какая-то внешняя политика Литвы? На космос внешней политики попытался посмотреть Эгидиюс Бичкаускас, подписант Акта о независимости Литвы от 11 марта, первый посол независимой Литвы в РФ. Повод для этого был подходящий — празднование 11 марта.
Бичкаускас не занимает никакой должности, никуда не баллотируется, никого не консультирует, никому не принадлежит и ни от кого не зависит. Поэтому во время торжественного празднования восстановления независимости Литвы в Сейме подписант с высокой трибуны позволил себе открыто сказать, что думает о "внешней политике" и национальной безопасности Литвы.
Бичкаускас с грустью заявил, что в Литве уже на протяжении двух десятилетий не ведется деловой дискуссии по вопросам внешней политики и международной безопасности. Никакой дискуссии. И отметил, что малые страны должны вести "мудрую, сдержанную, не покорную, но достойную политику".
Подписант также заявил, что не хочет оспаривать выделенные на оборону страны два процента ВВП, но скептически относится к предварительным политическим заявлениям об увеличении расходов в будущем.
"Какими бы ни были дальнейшие издержки на самооборону, они не создадут адекватности, и поэтому, на мой взгляд, просто избыточны <…>. Я думаю, что этот процесс похож на бесконечную сказку в лучшем случае, а в худшем — приводит к вероятности преднамеренного или непреднамеренного, даже технического, конфликта и демонстрирует неспособность или попросту нежелание наших политиков решать возникающие политические ситуации, или, что еще хуже, дальнейшее и неизменное политическое направление, которое, возможно, и косвенно, но побуждает в этом направлении идти и других", — сказал он.
Бичкаускас призвал избегать пропаганды военной угрозы и говорить и действовать так, чтобы избежать этой войны.
Такой разговор можно было бы назвать дискуссией. Однако дискуссии не случилось. Ни в зале Сейма, ни за его стенами.
Однако на умеренную, концептуальную, ориентированную на национальные интересы страны речь подписанта Эгидиюса Бичкаускаса по-комсомольски страстно отреагировал бывший руководитель отдела идеологии ЦК Ленинского коммунистического союз молодежи Литвы (ЛКСМЛ) — министр иностранных дел Линас Линкявичюс.
Линкявичюс не согласился с критикой Бичкаускаса по поводу того, что внешней политике Литвы не хватает дискуссии. "Говорить, что нет дискуссий, было бы неправдой. Каждый имеет право говорить то, что думает, и я не хочу об этом спорить, у каждого есть свое мнение, но говорить, что [во внешней политике] не говорят и обсуждают, было бы слишком несправедливо", — сказал Линкявичюс в эфире Žinių radijas.
Линкявичюс скептически отнесся и к заявлению Бичкаускаса о том, что в настоящее время основную угрозу для независимости Литвы представляют не отношения с Россией, а "отношения между великими мировыми державами и возможный конфликт между ними".
Министр подчеркнул, что нынешняя ситуация в Литве, по сравнению с геополитической ситуацией в межвоенный период, существенно изменилась. Он отметил, что в то же время благодаря членству в НАТО Литва находится в большей безопасности, чем, например, Украина, Грузия или Молдавия.
"Наша ситуация резко отличается от таких стран, как Грузия, Молдавия, Украина, которые находятся на границах этих великих сражений, и мы видим последствия", — резюмировал Линкявичюс.
Возможно, министр невнимательно слушал подписанта, потому что в это время что-то весело обсуждал с премьер-министром. Может, план-хулиган Сквернялиса для Белоруссии или Латвии?
Эгидиюс Бичкаускас недвусмысленно предупредил, что нынешняя внешняя политика Литвы может превратить страну в прифронтовую территорию. А это уже грозит не просто какими-то хулиганскими шутками. Услышали ли подписанта лица, отвечающие за внешнюю политику государства и его национальную безопасность?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.