Вольно или невольно эту информацию подтвердил украинский президент Петр Порошенко. На совместном брифинге с президентом Польши Анджеем Дудой и президентом Литвы Далей Грибаускайте в Люблине Порошенко заявил: "Хочу вам открыть тайну: другие наши соседи очень внимательно изучают наш положительный опыт и выходят с предложениями по созданию аналогичных бригад с участием других государств".
Заметим, подобные "тайны" таковыми давно не являются. Ряд западных стран, прежде всего Литва и Польша, ведут агрессивную гибридную войну с целью дестабилизации и подрыва национальной безопасности Российской Федерации.
Порошенко рассказал об эффективном боевом слаживании подразделений и планировании военных маневров с участием этой "первой ласточки" на пути Украины в НАТО, которая "несет службу под эгидой ООН, НАТО и Евросоюза". Последнюю бредовую формулировку оставим на совести киевских спичрайтеров, поскольку Украина не входит ни в ЕС, ни в НАТО, а бригада не является частью миротворческих сил ООН и не участвует ни в одной из 16 операций ООН по поддержанию мира.
"Ласточек" в НАТО не берут, об этом свидетельствует весь неоднозначный десятилетний опыт создания интербригады размером не более полка. Чтобы понять истинное предназначение бригады, надо обратиться к истокам.
Боевое слаживание
Об открытии штаб-квартиры интербригады LITPOLUKRBRIG в польском городе Люблин Минобороны Литвы объявило в январе 2016 года. Целями проекта были обозначены взаимодействие военнослужащих трех стран в одном штабе, на совместных учениях и в международных миссиях, обмен опытом, укрепление региональной и международной безопасности, а также подготовка ВСУ к интеграции в НАТО.
Двумя годами ранее министры обороны Польши, Украины и Литвы подписали соглашение о создании совместной военной бригады для участия в миротворческих операциях. Причем на 2016-й была запланирована полная оперативная готовность. Фантасмагорические региональные и миротворческие задачи — явно не по росту, ведь бригада состоит из международного штаба, трех мотопехотных батальонов и специализированных подразделений. Скорее это полк, ядро которого составляют 2000 военнослужащих Польши, дополняют 545 представителей Украины и вносят разнообразие 350 литовских военнослужащих.
О региональном влиянии или миротворческих операциях не может быть и речи. На оперативном направлении действуют, как правило, разновидовые войсковые группировки числом около 100 тысяч человек, с приданной авиацией и артиллерией. На Восточноевропейском театре военных действий LITPOLUKRBRIG напоминает экзотический фиговый листок, не более.
"Эффективное боевое слаживание" войск и некий ценный для НАТО опыт одного украинского батальона в составе интербригады — все это из области мифотворчества, потому что серьезные задачи отдельными батальонами или полками не решаются, да и ВСУ в целом боевого опыта не имеют (карательные операции в Донбассе не в счет). И попросту нет международного механизма использования подобных "миротворческих сил".
Суровая реальность
Политическая риторика и общевойсковая тактика практически никогда не пересекаются. В Варшаве и Вильнюсе никто не собирается в массовом порядке бросать своих военнослужащих на минные поля Донбасса — во имя победы Киева в гражданской войне. Польша и Литва намерены всего лишь "сдерживать" Российскую Федерацию — мелкими гадостями (вроде поставок советского оружия Киеву) и демонстрацией несуществующей военной мощи балтийского сектора НАТО.
Соглашением по LITPOLUKRBRIG предусмотрено, что другие государства могут присоединиться к нему, и все же не случайно в "военный союз" вошла только одна из стран Балтии. Очевидно, Латвия и Эстония трезвее оценивают боевой потенциал своих вооруженных сил. К тому же в регионе ранее создано совместное подразделение "Балтбат", которое успело поучаствовать в миротворческих операциях в Боснии и Ливане. Батальон функционирует с 2003 года, на основе договора о трехстороннем сотрудничестве Литвы, Латвии и Эстонии (штаб — в поселке Адажи под Ригой).
Вероятно, подобные (в геополитическом плане — микроскопические) объединения и союзы позволяют США сохранить влияние в Восточной Европе, даже в случае реализации странами ЕС проекта совместных вооруженных сил.
При любых раскладах роль Украины незавидна, ведь вне НАТО нет реальной возможности освоить боевые алгоритмы альянса. А грузинский опыт показывает, что приближаться к этому "идеалу" можно долгими десятилетиями — и цель не становится ближе. Решение о приеме в альянс нового члена принимается единогласно всеми участниками НАТО, и позиция стран Балтии погоды не делает. Полагаю, Германия, Франция, Италия вряд ли когда-нибудь проголосуют за украинскую авантюру — своя рубашка ближе к телу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.