Главная избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу, которая за шесть месяцев должна собрать не менее 300 тысяч подписей для проведения референдума о сокращении числа депутатов с 141 до 121.
Кроме того, в конце прошлого года литовский парламент начал рассматривать соответствующую конституционную поправку "крестьян", которая была одобрена после подачи. Однако это не означает, что ее утвердят на решающем голосовании, поскольку конституционного большинства у правящих нет, а оппозиция в этом вопросе настроена скептически. Видимо, поэтому и был избран путь референдума.
Стоит отметить, что это не первая подобная инициатива, но, как можно понять, все они заканчивались неудачей. Сегодня "крестьяне" объясняют свое предложение сократившимся числом жителей (с 3,7 миллиона в 1992 года до 2,8 миллиона в настоящее время). Однако это не слишком весомый аргумент: в Литве действительно проживает меньше людей, чем раньше, но количество граждан Литвы, имеющих право голоса, где бы они ни жили, изменилось незначительно. Кроме того, скептики спрашивают: "А что будем делать, если демографическая ситуация в стране наладится?"
Другое обоснование таких действий — экономия денег. Например, консерватор Антанас Матулас, в 2014 году предлагая сократить количество членов Сейма до 101 человека, объяснял, что это поможет сэкономить до 5,7 миллиона евро в год. С одной стороны, значительная сумма. С другой — только на увеличение "детских денег" на 20 евро сейчас потребовалось около 130 миллионов евро. Другими словами, сложно сказать, стоит ли менять политико-правовую систему ради нескольких миллионов.
Таким образом, аргументам сторонников сокращения числа депутатов не хватает веса. Но и с критиками инициативы можно смело поспорить.
Во-первых, политические эксперты любят говорить, что различным заинтересованным группам легче распространять свое коррумпированное влияние в меньшем парламенте, потому что одного человека подкупить легче, чем двух. Однако, а) "крестьяне" не предлагают радикально сократить количество членов Сейма; б) суть борьбы с политической коррупцией заключается не в количестве депутатов, а в их качестве, которое должны обеспечивать партии и контролировать правоохранительные органы.
Во-вторых, существует мнение, что от сокращения парламента пострадает результат его работы (например, в комитетах). Здесь можно сказать, что литовские депутаты сегодня не переутомляются, и если не останется двух десятков, остальные, возможно, начнут работать в полную силу. Кроме того, большую часть законов уже давно готовит правительство, а члены Сейма нередко только придумывают абсурдные поправки, которые позднее обсуждают с серьезным выражением лица.
В-третьих, чтобы сократить количество депутатов, необходимо менять Конституцию — правовую основу государства. Можно согласиться, что частое изменение ее положений свидетельствует о незрелости страны. Однако вместе с тем не стоит думать, что Конституция — это священная корова, и если принятие конституционных поправок в парламенте может быть подвергнуто критике, референдум является выражением воли суверена (нации) демократического государства.
Короче говоря, очевидной необходимости в сокращении литовского парламента нет, но если "крестьянам" удастся реализовать свою идею, трагедии тоже не будет. Проблема в том, что правящие, как и их предшественники, скорее всего, надумали провести данный референдум не потому, что хотят сделать что-то хорошее, а чтобы повысить свою хромающую популярность удобным популистским способом (также в контексте президентских и муниципальных выборов).
Здесь читатель статьи может спросить: "Почему автор не говорит прямо, как голосовать, если потребуется?" Не хочется навязывать свое мнение, но, например, в Эстонии, не отличающейся безответственными действиями, специально созданный Фонд государственных реформ тоже предложил сократить число парламентариев в стране…
Решать вам, уважаемые граждане Литвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.