Митинг в защиту Палецкиса: три десятка неравнодушных в океане молчания

© Sputnik / Sergey Melkonov Sergey MelkonovПикет у здания Литовского посольства в Риге в поддержку Альгирдаса Палецкиса
Пикет у здания Литовского посольства в Риге в поддержку Альгирдаса Палецкиса - Sputnik Литва
Подписаться
Когда видишь, как мало людей пришли поддержать антифашиста Альгирдаса Палецкиса, становится страшно не только за него, но и за всех нас

ВИЛЬНЮС, 15 янв – Sputnik. Митинг в защиту Альгирдаса Палецкиса был очень маленьким, почти семейным мероприятием. К литовскому посольству, находящемуся в пятидесяти метрах от офиса Русского союза Латвии, пришли около тридцати человек, хорошо знающих и уважающих друг друга, пишет корреспондент Sputnik Латвия Владимир Дорофеев.

Альгирдас Палецкис - Sputnik Литва
В Литве, Латвии и Эстонии пройдут митинги в поддержку Палецкиса

Каждый третий выступил с короткой речью, за небольшим исключением все выступающие лично знали Альгирдаса как друга и последовательного антифашиста. Когда видишь, как мало людей пришли поддержать этого достойного человека, становится страшно не только за него, но и за всех нас.

Альгирдас Палецкис — фигура для Литвы узнаваемая и уважаемая. Социал-демократ, бывший дипломат, многолетний депутат Сейма, бывший вице-мэр Вильнюса, кавалер французского ордена Почетного легиона и кавалер ордена "За заслуги перед Литвой". В тюрьму брошен тайно, по подозрению в причастности к "российской шпионской сети". А ранее Палецкиса обвиняли и судили за "отрицание советской оккупации".

Чтоб объяснить на пальцах, обращусь к вашему воображению. Представляете тайно брошенного в тюрьму Юрканса или Урбановича? Профессора Боярса, упрятанного за решетку, можете представить?

Как вы там, кстати, отрицаете еще? Ну помните, что вы там пять лет назад в интернете писали? К посадке теперь готовы?

Литовская охранка для вас, простых людей, старается. Все делает, чтоб вы задумались. Глядишь, и наши силовики подтянутся.

Отрицаете, да? Не могли бы более публично? Чтоб доносчикам удобнее было доказательство вашего нарушения закона собрать?

Тяжелые дни для антифашистов

Как рассказала на митинге друг Палецкиса журналист Алла Березовская, совсем недавно общественность вообще не догадывалась о задержании.

Государственный адвокат, выделенный Палецкису, оказался таким молчуном, что до сих пор непонятно, есть ли он вообще. Родственники настолько запуганы, что не общаются с прессой.

© Sputnik / Sergey Melkonov Sergey MelkonovПикет у здания Литовского посольства в Риге в поддержку Альгирдаса Палецкиса
Митинг в защиту Палецкиса: три десятка неравнодушных в океане молчания - Sputnik Литва
Пикет у здания Литовского посольства в Риге в поддержку Альгирдаса Палецкиса

Узнав о произошедшем, однопартийцы Палецкиса наняли ему другого адвоката, который не чурается связей с общественностью, и надеются на выяснение обстоятельств дела.

"Литва все время поучает морали Россию и Украину, — заявила в микрофон Березовская. — А не мешало бы в начале самой научиться элементарным нормам морали демократического государства! Нынешние шпионские дела в духе Лаврентия Берии и его сослуживцев, а не свободного балтийского государства!"

Евродепутат Мирослав Митрофанов подал запрос генеральному прокурору Литвы по поводу легитимности нахождения в тюрьме Палецкиса. Тем, кто призывал его и его товарищей молчать, чтобы не сесть в тюрьму следом за Палецкисом, Митрофанов ответил, что как раз таки трусливо молчать, пряча голову в песок, он не собирается.

Он рассказал журналистам, что за последний год не только в Литве, но и в Латвии волна абсолютно тоталитарного государственного насилия накрывает правозащитников и гражданских активистов. Что среди собравшихся перед литовским посольством тоже много людей, которые находятся в разработке у латвийской Службы государственной безопасности. Около десяти человек проходят по делу о Вселатвийском родительском собрании.

© Sputnik / Sergey Melkonov Sergey MelkonovПикет у здания Литовского посольства в Риге в поддержку Альгирдаса Палецкиса
Митинг в защиту Палецкиса: три десятка неравнодушных в океане молчания - Sputnik Литва
Пикет у здания Литовского посольства в Риге в поддержку Альгирдаса Палецкиса

"Нас с Палецкисом объединяет именно то, что мы делаем легальные, законные вещи, которые не то что не вредят государству, а напротив — должны ему помочь. И так же, как и он, встречаем беспрецедентное давление, — заявил Митрофанов. — В последние годы он не имел возможности заниматься политикой и разбирал вопросы истории, а мы публично обсуждаем вопросы национальных меньшинств и педагогические вопросы. За такие вещи в демократических странах в тюрьмы не сажают!"

Время несвободы

"Альгирдаса судят за то, что он приводит слова очевидцев штурма Вильнюсской телебашни, не укладывающиеся в официальную версию, — рассказала в своем выступлении Татьяна Жданок. — Но в свободном обществе каждый имеет возможность и право на высказывание своей точки зрения, на публикацию разных свидетельств исторических событий. И, напротив, тоталитарное общество характеризуется всего лишь одной разрешенной "правдой" и преследованием за инакомыслие, раскрытие неудобных фактов. То, что происходит в странах Балтии в последние годы, это несвобода, это перевернутая свобода!"

В столице начал свою работу Рождественский городок - Sputnik Литва
"Шпионский скандал" и рост цен: Литва прощается с 2018 годом

Председатель Русской общины Латвии Владимир Соколов считает чудовищным последнее "ноу-хау" балтийских стран — уголовные статьи, именуемые в народе "гибридным шпионажем" или "шпионажем-лайт". Он обратил внимание общественности, что Палецкис является классическим диссидентом, несогласным с властью. Но при этом интеллигентным человеком, настоящим патриотом своей страны, для которого предательство родины — попросту невозможно, не той породы этот человек. Судиться или даже сидеть за свои убеждения — да. Шпионить — нет.

Соколов вспомнил советских диссидентов, Сахарова и Буковского, лишенных гражданства и высланных из страны, и высказал недоумение, что спустя тридцать лет после распада Советского Союза страна, освобожденная от обязанности иметь единственно правильное мнение, возвращается на тот же порочный круг.

"Предъявлять в 21 веке несогласным с властью обвинение в шпионаже — это же полный абсурд! — высказался Соколов. — Ведь по-настоящему никто не думает, что Палецкис — шпион. По сути, он не больше иностранный разведчик, чем ведьма достойна костра. Это просто мракобесие!"

Высказал свое недоумение на митинге и бывший капитан латвийской полиции Андрейс Пагорс.

"Арест до суда — это самая суровая мера пресечения, — рассказал Пагорс. — Такую применяют к самым страшным преступникам, настолько опасным для общества, что им необходима полная изоляция еще до суда. Например, такими могут быть грабители или руководители наркомафии. Такие меры в свободной стране невозможны для диссидентов, для инакомыслящих. Есть масса других досудебных мер пресечения: ограничение выезда из страны, домашний арест. Представить себе, что человека, имеющего государственные награды, тайно бросили в тюрьму и запугали родственников, — просто невозможно. Это же неэффективно, противозаконно, просто глупо наконец!"

Потеря права на мнение

Каждое выступление заканчивалось скандированием слов "Свободу Альгирдасу Палецкису!".

Я смотрел на этот маленький митинг, заметаемый мокрым снегом, и думал о цикличности времен.

Альгирдас Палецкис - Sputnik Литва
"Русский союз Латвии" потребовал освободить Палецкиса из-под стражи в Литве

Для стран Балтии это далеко не первые преследования социал-демократов. Во времена первой Латвийской Республики тоже был такой этап. Тех самых социал-демократов, в 1920-1930-х годах заседавших в правительстве и руководивших рижским муниципалитетом, в 1934-м стали сажать по тюрьмам.

К 1930 году они, социал-демократы, в маленькой стране после гражданской войны построили современную рыночную систему, а буквально через пять лет сели по политическим статьям в тюрьму. Сначала они смолчали и предали товарищей, а потом приземлились на тюремные лавки сами.

Многие социал-демократы из тюрьмы вышли только в 1945 году, когда советские войска освободили Ригу от фашистов. А некоторые продолжали сидеть и в советское время, даже при Брежневе.

Глядя на этот малочисленный митинг, на честных людей, считающих, что поддержка несправедливо арестованного узника важнее, чем опасность несвободы, мне очень хотелось... проснуться. Потому что их было очень мало.

А молчаливое, трусливо равнодушное большинство никогда не могло защитить себя от репрессий.

Захотелось перебрать теплые вещи и пожелать себе мужества.

Лента новостей
0