Одна из таких стран – Испания, и причины того, что здесь стали строить регазификационные терминалы, точно такие, как и те, о которых много говорят политики и руководители Литвы.
Испания тоже хотела добиться диверсификации поставщиков и добилась. Из Алжира через Гибралтарский пролив в Испанию приходят газопроводы Maghreb – Europe и Medgaz, два газопровода — Larrau и Irun-Biritaou — соединяют Испанию с Францией, этим маршрутом приходит природный газ из Норвегии. Импорт трубопроводного газа обеспечивает Испании 68 процентов необходимого объема (данные 2017 года), оставшееся количество обеспечивается поставками СПГ. У Испании есть семь терминалов, к которым причаливают танкеры-газовозы из девяти стран.
Откуда в испанцах литовская грусть?
В чем еще сходство Испании и Литвы? Январь 2015 года, европейские СМИ распространили официальное сообщение крупнейшей в Испании газовой компании Gas Natural Fenosa: "Эксперты нашей компании считают, что конфликт на Украине открыл для Испании возможность стать "газовыми воротами", играть более важную роль поставщика газа в Центральную Европу, способствовать снижению зависимости Европейского союза от поставок природного газа из России. Испания имеет несколько СПГ-терминалов регазификации, которые не загружены на полную мощность, а также поставщиков, которые на протяжении многих лет доказали свою надежность, таких как Алжир. Сможет ли Испания воспользоваться новой возможностью и реализовать открывшиеся перспективы, будет зависеть от многих факторов, в том числе от готовности Европейской комиссии и наших соседей построить новые взаимосвязи".
Узнаете риторику? Знакомо до боли, только названия немного разные. И вот еще одно воспоминание о былом: "Танкер с грузом СПГ в объеме 120 миллионов кубометров газа (пересчитано из тонн СПГ в кубометры обычного газа) 4 июля 2016 года вышел с СПГ-терминала Cheniere Sabine Pass LNG в штате Луизиане и направился к СПГ-терминалу Mugardos в порту Ферроль в Испании. 22 июля первый для Испании груз СПГ из США прибыл к берегам Испании".
Вот уже просто "близнецы-братья": даешь независимость от "Газпрома", Америка нам поможет! Удивительно, что это были новости из Мадрида, а не из Вильнюса, не так ли? Но есть и коренное отличие — руководители газовых компаний Испании не страдают аллергией на калькуляторы в отличие от своих северных союзников по НАТО. Поэтому и новости, которые я привожу подряд, обладают двойным дном.
Заявление о том, что Испания "готова вступить в схватку с "Газпромом", делала компания Gas Natural Fenosa, а покупателем СПГ, произведенного в США, стала компания Reganosa, которая никаких заявлений не делала. Мелочь? Да как сказать. Вот еще одно официальное сообщение, тоже старенькое… Тайны мадридского двора — это, между прочим, про Испанию сказано.
"31 октября 2013 года, Барселона. ОАО "Ямал СПГ" и Gas Natural Fenosa (GNF) сообщают о подписании долгосрочного соглашения на поставку 2,5 миллиона тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год, что эквивалентно 3,2 миллиарда кубометров природного газа. Длительность контракта составляет 25 лет, общая сумма превышает 30 миллиардов долларов".
Грубо говоря, в 2015 году, когда антироссийская истерия в Европе напоминала девятый вал, GNF "подстраховалась", присоединившись к общему хору, чтобы не попасть на зубок к каким-нибудь журналистам за намеченное масштабное сотрудничество с Россией. Вот это — опыт, над которым стоит задуматься литовским политикам: можно по пять раз на дню произносить тексты антироссийской направленности, но нормальному обоюдовыгодному бизнесу болтовня мешать не должна.
В тот же Mugardos 21 июня 2018 года прибыл газовоз "Федор Литке", на котором прибыла первая партия СПГ в счет поставок по контракту 2013 года — 145 миллионов кубометров (в пересчете из тонн СПГ в кубометры обычного газа). При этом по итогам первого полугодия 2018-го выяснилось, что из США в Испанию ни одной партии СПГ поставлено не было — "НОВАТЭК" просто "выдавил" своим газом несостоявшихся конкурентов.
И последовало новое заявление от GNF, сделанное теперь уже президентом компании Франциско Рейнсом: "Контракт с "НОВАТЭК" помогает гарантировать стабильность поставок СПГ в Испанию. Контракт также расширяет портфолио нашей компании и укрепляет диверсификацию нашей страны и Европы".
Раздел, написанный в соавторстве с калькулятором
Почему вот так, теперь без оглядки на мнение европейского антироссийского лобби? Многим уже тогда стали известны реалии газового рынка. Наш портал приводил приблизительные расчеты, сколько стоит СПГ, привезенный с американского завода Sabina Pass к берегам Европы. Основные причины такой стоимости — то, что газ для сжижения приходится покупать на бирже, а не напрямую у добывающей компании.
А "НОВАТЭК" — вертикально интегрированная компания, на ее "Ямал-СПГ" сжижается газ, который "НОВАТЭК" сама и добыла на месторождении, которое находится максимально близко к заводу.
На пленарной сессии, посвященной проблемам и перспективам развития мирового газового рынка, глава "НОВАТЭК" Леонид Михельсон озвучил данные по себестоимости ямальского СПГ: "Цена добычи на наших месторождениях в 2,5 раза ниже средних цен газа на американской бирже Henry Hub".
Средняя цена на Henry Hub в этом году составляет около 105 долларов за 1000 кубометров. Тогда получается, что только на этом этапе российская компания получает фору в 63 доллара на 1000 кубометров. Доставка природного газа на Henry Hub, как мы уже писали, обходится в 15 процентов стоимости газа, то есть 15-16 долларов на 1000 кубометров. Вряд ли сильно ошибемся, если предположим, что "НОВАТЭК" и тут выигрывает еще семь-восемь долларов.
Технология сжижения на Sabina Pass и "Ямал-СПГ" одинакова, расстояния от Техаса и от Сабетты до берегов Испании тоже почти совпадают — значит, и соответствующие расходы не отличаются. "Отыграть" 70 долларов поставщикам СПГ из США просто не на чем.
Вот, собственно, и вся история с испанскими "маневрами". Слова, которые были уместны в 2015 году, сейчас всеми забыты, а контракт с "НОВАТЭК" действует, позволяя Испании обеспечивать себя природным газом по выгодной цене. Арифметика — безжалостная наука. СПГ, произведенный в США, по цене не может конкурировать не только с российским трубопроводным газом, но и с произведенным в России СПГ. Ничего личного — просто цифры.
Какие из этого делать выводы — решать вам, уважаемые читатели. А вот на месте руководителей компании-оператора литовского регазификационного терминала Indenpendence лично я стал бы думать про полуостров Ямал. Если уж везти в Литву СПГ, так оттуда, откуда выгоднее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.