"Золотой" терминал: во сколько на самом деле обойдется Германии СПГ из США

© Facebook/Lietuvos energijaГазовоз "Clean Ocean", архивное фото
Газовоз Clean Ocean, архивное фото - Sputnik Литва
Подписаться
Стараниями Wall Street Journal Дональд Трамп получил возможность вслух говорить о том, что Германия "сломалась" и согласилась с его требованиями о закупках американского сжиженного природного газа

Сразу несколько новостных агентств 22 октября распространили информацию со ссылкой на публикацию в Wall Street Journal о том, что канцлер Германии Ангела Меркель выразила готовность участвовать в финансировании строительства регазификационного терминала "для поставок СПГ из США".

Владимир Рожанковский - Sputnik Литва
Рожанковский: Меркель будет кивать Трампу в вопросе СПГ и делать по-своему

Сенсационность новости в том, что ранее руководители Германии неоднократно подчеркивали, что стоимость американского СПГ настолько выше ценового предложения российского "Газпрома", что поставки из США не имеют экономического смысла. Теперь же все изменилось, Германия поддалась диктату США, поэтому конкуренции американского СПГ и российского трубопроводного газа нужно ждать в самое ближайшее время.

Эту новость охотно поддержал и президент США Дональд Трамп, в беседе с журналистами президентского пула высказавшийся так: "Посмотрите, что происходит с Германией в вопросе газопровода "Северный поток – 2", они захотели покупать наш газ, это прекрасно. Обратите на это внимание".

Газовый терминал, похожий на "Летучего голландца"

Пожелание Дональда Трампа выполнено — журналисты постарались обратить на это внимание, остается только порадоваться проявленной оперативности. Но даже самая простая проверка содержания сенсации вызывает массу вопросов.

WSJ, публикуя свой материал, сослалась на неназванные "источники, близкие к правительству Ангелы Меркель" — ни фамилий, ни должностей. Нет никаких подробных данных о терминале, кроме вот этой фразы: "Международный консорциум инвесторов — австралийская инвесткомпания Macquarie, китайская China Harbour Engineering и американская DowDuPont — подал заявку на получение господдержки и подключение терминала к газовым сетям Германии. Неформальное решение одобрить ее уже принято, а официально оно будет оформлено до конца года".

Какова планируемая мощность терминала? Где географически предполагается его разместить? Когда может начаться строительство, когда закончиться? Имеются ли какие-то соглашения с будущими поставщиками СПГ? Никакой информации, но сенсация продолжает путешествие по новостным порталам.

Давайте попробуем с помощью калькулятора и биржевых котировок проверить, насколько правы или не правы все те, кто говорит, что СПГ, произведенный на территории США, на европейском газовом рынке не способен конкурировать с российским трубопроводным газом.

Средняя стоимость экспортируемого в Европу российского газа по итогам первого полугодия 2018 года составила 195 долларов США за 1000 кубометров. Германия как крупнейший клиент Газпрома в ЕС могла получать и дополнительную скидку, но это вполне можно оставить за скобками.

Статья написана в соавторстве с калькулятором

Правила американского газового рынка, о которых Sputnik Литва неоднократно писал, известны. Компания, имеющая контракт на сжижение природного газа с Cheniery Energy, владеющей СПГ-заводом Sabine Pass, должна самостоятельно закупить необходимую ей партию газа на национальной газовой  бирже Henry Hub, после чего дополнительно заплатить 15 процентов за поставку газа на завод.

Строительство терминала СПГ в Калининграде - Sputnik Литва
Тайная игра с СПГ: Польша хочет получать американский газ за счет России

В качестве примера берем 16 октября, в этот день цена продаж на Henry Hub составляла 116,78 доллара за 1000 кубометров. С учетом стоимости транспортных услуг цена на "входе" на технологические линии Sabine Pass составила 134,30 доллара. Стоимость услуг Sabine Pass тоже известна — 90 долларов за 1000 кубометров сжижаемого газа, то есть на борту танкера-газовоза СПГ стоит, в пересчете на кубометры, 224,30 доллара за 1000 кубометров. Остается последняя операция — доставка СПГ через Атлантический океан.

По данным международного агентства S&P Global Platts, только за сентябрь этого года стоимость фрахта специализированных судов-газовозов увеличилась на 40 процентов и в настоящее время достигает 130-140 тысяч долларов в сутки для судов, перевозящих 170000 кубометров СПГ, что соответствует 145 миллионам кубометров газа.

Как происходит транспортировка, если не вдаваться в детали?

1. СПГ в порту погружается на танкер (время в порту порядка двух дней).

2. Танкер идет в порт назначения (крейсерская скорость в открытой воде около 18 узлов).

3. В пути газовоз потребляет СПГ (расходуется 0,1-0,15 процента в день, в зависимости от используемой силовой установки и возможностей по повторному сжижению отпарного газа).

4. В порту назначения газовоз разгружают, оставляя на борту "неснижаемый остаток" СПГ для обратного хода плюс запас на три дня пути.

5. Танкер идет обратно.

Не вдаваясь в морские технические детали (портовые сборы, страховка, осмотр корабля, запальное топливо, затраты на отпарной газ и так далее), приведем конечную цифру транспортных расходов — в нынешних условиях она составляет 41,04 доллара на 1000 кубометров. Следовательно, конечная стоимость СПГ, произведенного в США, у берегов Европы составит 265,34 доллара за 1000 кубометров, что выше стоимости российского трубопроводного газа на 36 процентов.

Поскольку нет никаких данных о том, какая технология регазификации будет использована на гипотетическом немецком терминале, у нас нет возможности учесть дополнительные потери газа, которые при этом происходят. Логично предположить, что оборудование будет использовано самого последнего поколения, на котором эти потери не превышают одного процента, а одним процентом вполне позволительно пренебречь.

Улыбайся, Дональд, улыбайся!

Приведенный расчет — достаточно грубый, немцы с их педантичностью учитывают намного больше параметров, но все они только увеличивают конечную стоимость американской продукции. Очевидно, например, что необходимо учитывать размер инвестиций, которые потребуются для строительства терминала, стоимость его обслуживания и так далее.

Газовый терминал в Свиноуйсьце - Sputnik Литва
Это не бизнес: Польша из-за ссоры с "Газпромом" пошла на поклон к Катару

Потратить деньги из государственного бюджета, чтобы помочь предпринимателям построить "механизм", благодаря которому немецкие потребители газа будут тратить на его покупку на 40 процентов больше? Экономическая целесообразность отсутствует, остается только политическая, связанная с поведением США.

Собственно говоря, что мы видим за рамками "сенсации", источник которой никому не известен? Стараниями Wall Street Journal Дональд Трамп получил возможность вслух говорить о том, что Германия "сломалась" и согласилась с его требованиями о закупках СПГ, произведенного в США. Когда могут начаться поставки, в каком объеме, начнутся ли они вообще — совершенно неважно. Важно было громко заявить о "победе над Германией" 22 октября, когда до промежуточных выборов в США оставалось всего две недели.

В своей публикации WSJ утверждает, что окончательное решение о финансировании проекта терминала правительство Ангелы Меркель объявит до конца этого года — значит, до 6 ноября дополнительных новостей никто не ждет. Будет такое решение принято или не будет — какая, в конце концов, разница? Журналисты смогли поднять настроение Дональду Трампу — вот что было главным во всей этой "сенсации".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0