Для простого избирателя и обывателя Литвы пока все вроде бы гладко. Очередной опрос общественного мнения, заказанный порталом Delfi, показывает, что "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) уверенно занимает первое место по популярности и лидирует в политической велогонке.
Консерваторам доверяют 19,2 процента избирателей. За ними, на небольшом расстоянии в один процент голосов (18,3 процента), следует правящий "Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ). А дальше расположился политический пелотон из семи партий, которые показывают почти одинаковые результаты — от четырех до семи процентов популярности у избирателей.
Именно эти девять команд весной 2019 года и будут распределять между собой кресла мэров, депутатов местных советов, 11 мандатов Европарламента и главное кресло — президента Литвы.
Что-то подобное наблюдалось и два года назад во время парламентских выборов. Как мы помним, первый тур голосования консерваторы выиграли у "крестьян" с минимальным отрывом в один мандат. Молодой лидер правых — венценосный внук Витаутаса Ландсбергиса уже примеривал фрак премьера и даже называл некоторые имена своих будущих министров. Но через две недели, во втором туре голосования в мажоритарных округах, литовский народ показал главным патриотам страны огромный кукиш.
Проект "Внучок" дал трещину
Первые разногласия и брожения в стане консерваторов начались еще в 2014 году, когда Dėdulė (дедушка, уменьшительно-ласкательное прозвище Витаутаса Ландсбергиса. — Sputnik), надавив на однопартийцев авторитетом, передал по наследству мандат европарламентария своему внуку Габриэлюсу. А затем и вовсе поставил юного потомка у руля всей партии СО-ХДЛ.
Старожилы консерваторов, скрипя зубами, тогда промолчали. Сор из избы выносить на люди не стали. Понадеялись на огромный политический опыт и дальновидность своего патриарха.
Но, как показала жизнь, внучок оказался слабоват для столь ответственной роли. Не обладал он харизмой большого политика и изворотливостью, как дедушка. В результате — громкое поражение на выборах в Сейм в 2016 году.
Ушацкас — ледокол
И вот новое испытание. Один из самых авторитетных старожилов СО-ХДЛ Вигаудас Ушацкас все же решился вынести сор из избы. Он открыто заявил, что нынешнее руководство партии попирает все демократические нормы и по-большевистски кулуарно решает вопрос выдвижения кандидата в президенты Литвы от СО-ХДЛ.
Свое громкое заявление Ушацкас сделал на основании того, что руководство консерваторов собирается проводить открытые праймериз без учета мнения зарубежных литовцев и членов партии из глубинки.
Как известно, голосование должно состояться 3-4 ноября, а регистрация выборщиков будет проходить до 25 октября. Своим фаворитом среди кандидатов на пост президента Литвы руководство партии уже объявило экс-министра финансов Ингриду Шимоните. Тем самым строптивому Ушацкасу дали понять, что его шансы невелики.
Сам же экс-посол ЕС в России считает, что праймериз нужно перенести на месяц и проводить их не ранее декабря. При этом надо охватить как можно больше избирателей, живущих не только в крупных городах, но и в глубинке. Особое внимание, по словам Ушацкаса, стоит уделить мнению литовцев за рубежом — в США и Великобритании.
Из всех кандидатов в президенты Литвы, уже заявивших о своем выдвижении, кандидатура Вигаудаса Ушацкаса выглядит наиболее реальной. Его огромный опыт дипломата, известность в широких кругах европейской и мировой политики позволят ему в случае избрания президентом быстро наладить и восстановить контакты с ведущими политиками.
Единственный его минус — неумение прогибаться и тупо исполнять приказы политического руководства консерваторов, Витаутаса Ландсбергиса и лично нынешнего президента Дали Грибаускайте. За это Ушацкас уже однажды поплатился, когда в 2010 году был изгнан с поста министра иностранных дел Литвы с формулировкой "в связи с недоверием" президента Грибаускайте. С тех пор, уже восемь лет, министерством заведует любимый паж Дали Грибаускайте, суперисполнительный Линас Линкявичюс.
И вот у Вигаудаса Ушацкаса появился шанс встать у руля всей внешней политики Литвы, перейти от истерической русофобии к твердому отстаиванию интересов литовского государства с позиций ЕС и НАТО.
Другой вопрос — дадут ли ему консерваторы использовать этот шанс? Или Ушацкасу в срочном порядке придется искать другу политическую силу, которая выдвинет его кандидатом в президенты Литвы на предстоящих выборах в мае 2019 года?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.