К тому же гость посулил содержать американский военный объект в размере целой танковой дивизии на средства из польского бюджета, выделив для этого больше двух миллиардов долларов. Сердце президента-бизнесмена не выдержало: будет тебе военная база, милый пан.
Сладостную картинку всеобщего восторга и единения слегка подпортил министр обороны США Джеймс Мэттис, который сказал, что создание совместной базы с поляками обсуждается, стороны работают над условиями ее размещения, но окончательное решение пока не принято. О нем объявят только в начале будущего года.
Не исключено, что два миллиарда зеленых американцам покажется мало или они попытаются выбить из своих союзников на восточном фланге НАТО еще какие-то преференции. Например, навязать им покупку американских танков Abrams вместо старых немецких Leopard. Что называется, поживем — увидим.
Милитаризированная Польша
На западе Польши уже дислоцируется одна американская бронетанковая бригада. Она занимает территорию в районе городов Жагань, Свентушов, Болеслав и Сквежина. В ее составе 2100 военнослужащих, 58 танков M1A2 Abrams и около сотни бронетранспортеров M3 Bradley, а также 155-миллиметровых самоходных гаубиц М109, десяток вертолетов AH-64E Apache и UN-60 Black Hawk.
Кроме того, в поселке Редзиково строится американский комплекс противоракетной обороны Aegis Ashore, где в пусковых стаканах для противоракет SM-3 могут размещаться крылатые ракеты большой дальности Tomahawk, способные нести к цели и атомные боеголовки. Контракт на ее создание стоит 182 миллиона долларов. Вместе с таким же американским комплексом ПРО на румынской земле он станет, как утверждают в Пентагоне, непреодолимым препятствием для иранских баллистических ракет. Хотя и не объясняют, зачем Ирану кого-то атаковать в Европе или в США своими ракетами.
Польская армия тоже не лыком шита. В ее составе 60 тысяч личного состава и три дивизии — бронетанковая и две механизированных. Одна из них — 12-я Щецинская механизированная имени Болеслава Кривоустного — входит в штат многонационального армейского корпуса НАТО "Северо-Восток". А на базе штаба 16-й Поморской механизированной дивизии имени короля Казимежа Янгеллончика в Эльблонге сформирован штаб многонациональной дивизии НАТО "Северо-Восток", который координирует деятельность четырех многонациональных батальонных групп НАТО в Польше и Прибалтике. При этом две из трех польских дивизий по-прежнему размещаются у границ Германии и одна — у границ Калининградской области России. У российской границы также дислоцируется 9-й Варминьский разведывательный полк.
Близ границ с Белоруссией сформирован 18-й Белостокский разведывательный полк. Кроме того, в восточном пригороде Варшавы Весола, в 189 километрах от Бреста, дислоцируется 1-я Варшавская танковая бригада имени Тадеуша Костюшко. Она входит в состав 16-й Поморской механизированной дивизии. А недалеко от границы с Украиной дислоцируется 21-я бригада подгальских стрелков (горно-пехотная) и 2-й Грубешовский разведывательный полк. В Кракове находится 6-я воздушно-десантная бригада.
По данным английского справочника The Military Balance 2018, на вооружении Польши находится 937 танков, из них 245 немецких Leopard 2А4 и 2А5, почти столько же своих Twardy и 400 советских Т-72 (хотя их собственный танк тоже является модернизацией советского Т-72). Еще в составе Войска Польского почти две тысячи боевых машин пехоты и БТР (есть больше тысячи БМП-1), свыше полутысячи самоходных артиллерийских установок и систем залпового огня, полторы сотни вертолетов и сотня самолетов. Среди которых еще остаются советские МиГ-29 (чуть меньше 40 единиц), но уже больше американских F-16С и F-16D, некоторые из которых оборудованы аппаратурой для применения американских атомных бомб свободного падения В-61. Две сотни таких бомб размещены в Европе — в Италии, Бельгии, Германии, Нидерландах и Турции.
При этом Польша собирается создать еще одну танковую дивизию. И разместить ее на востоке страны. Спрашивается: зачем? Вопрос, как говорится, интересный. Ответ на него известен. Бывший министр обороны Речи Посполитой, ярый русофоб и безудержный фантазер-конспиролог Антоний Мацеревич утверждал, что она нужна для "усиления восточного фланга страны от угрозы извне".
Сменивший Мацеревича на этом посту Мариуш Блащак, который, кстати, неоднократно посещал США, уговаривая Джеймса Мэттиса разместить в Польше новую американскую дивизию, утверждает, что "в рамках ключевого для военной безопасности Польши усиления восточной стены мы планируем передислокацию части вооруженных сил с запада на восток. Моей целью является создание в Восточной Польше новой дивизии профессиональной армии". А президент Анджей Дуда и не скрывает, что это решение направлено против России, которая, по его словам, "показывает, что готова применить военную силу для достижения своих целей".
Политическое фарисейство — политическим фарисеям. Попытаемся оценить милитаризацию Польши с позиций здравого смысла. Только мы его вряд ли увидим.
Комплексы и амбиции: это не лечится
Если говорить о российских войсках на границе с Польшей, а это Калининградский особый район, то они никак не могут сравниться не только с объединенной натовской группировкой в стране, но и с польскими войсками. Российская группировка слишком мала, чтобы претендовать на наступление. По военным законам, наступающих должно быть в три раза больше обороняющихся. На сегодня в анклаве России присутствует одна мотострелковая бригада, бригада морской пехоты и мотострелковый полк, на вооружении которого сорок танков Т-72. Есть, правда, еще бригада оперативно-тактического комплекса "Искандер-М", но она, как, впрочем, и зенитно-ракетные системы С-300 и С-400, системы береговой обороны "Бал" и "Бастион", носит скорее оборонительный характер, чем наступательный.
Не может угрожать Польше и Белоруссия. Сравните: 16,5 тысячи белорусских войск против 60 тысяч польских, 500 танков против тысячи, тысяча БМП и БТР против двух тысяч. И так по каждому пункту. А главное, никто не может объяснить, зачем России и Белоруссии нападать на Речь Посполитую, члена Североатлантического альянса, союзника Соединенных Штатов? Или на Литву, Латвию и Эстонию — тоже членов НАТО и союзников США. Зачем им эта головная боль — связываться с ракетно-ядерным НАТО? Ссылки на агрессивность Москвы с упоминанием Южной Осетии, Абхазии и Крыма к здравому смыслу не относятся.
Но если все рассуждения о российской агрессивности — специально раздуваемый фейк, то зачем все-таки Польше столько войск? Причин, как представляется, несколько. Тут и шляхетские комплексы неполноценности, когда невозможно простить России (не сегодняшней, а еще царской) раздел Речи Посполитой, поражение в претензиях на российский престол, изгнание из Москвы и Кремля в 1612 году… Смешно, но во время чемпионата мира по футболу польские болельщики выходили на Красную площадь и ликовали: наконец-то мы снова в Кремле! И, конечно, польские амбиции, в том числе и руководящей сейчас в стране партии "Право и справедливость". В Варшаве считают, что именно Польша должна играть сегодня ведущую роль в Европе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.