Министр внутренних дел Италии, который, по сути, и правит страной через премьера Джузеппе Конте, заявил: "В мае следующего года будет историческая возможность изменить расстановку сил в Европе". Он отметил, что не видит никакого политического, экономического, социального и культурного смысла в санкциях против России. Считается, что Сальвини имел в виду выборы в Европейский парламент. Но гораздо важнее то, что в принципе происходит в ЕС.
Брюсселю и Вашингтону больше не по пути?
Ответ связан с политикой США. После событий на Украине американцам удалось сделать ЕС заложником своей антироссийской политики. Теперь, судя по всему, в Европе крепнет мысль, что Америка пошла путем эгоистического изоляционизма и полностью игнорирует экономические интересы ЕС, а это означает, что она больше не имеет права указывать европейцам, как им себя вести — в том числе и в отношениях с Россией.
Очень симптоматичной в таком контексте была речь председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера в Европейском парламенте 12 сентября этого года, когда он, кроме всего прочего, предложил ЕС революционную вещь — отказаться от доллара в разных расчетах (например, при покупке энергоресурсов), потому что это, по его словам, абсурд.
Что это абсурд, ясно давно, но тот факт, что один из самых высокопоставленных руководителей ЕС наконец-то публично обратил на это внимание, многое говорит о негативных перспективах в отношениях Европы и США.
После визита того же Юнкера в Америку кто-то мог подумать, что удалось договориться. Теперь ясно, что нет, и в будущем геополитический и геоэкономический суверенитет ЕС должен только крепнуть. Это, в свою очередь, означает, что речь Сальвини не столько о выборах в Европейский парламент, сколько о крепнущей общей тенденции, одним из проявлений которой должен стать пересмотр отношений ЕС и России.
Конечно, американские "ястребы" — не стоит отождествлять с президентом Дональдом Трампом, который не очень ладит с новым правительством Италии, терпящим нападки с его стороны не меньше, чем Россия, — вместе с англичанами продолжат активно портить образ Москвы, используя такие доводы, как Украина, Сирия, "отравление" Скрипалей и другие спорные и даже абсурдные аргументы. Тем не менее кажется, что время, когда американские и европейские вагоны начнут двигаться по разным рельсам, неумолимо приближается.
Что же в этом случае будет делать Литва?
Новая метла по-новому метет?
Не секрет, что внешняя политика Литвы – проамериканская и антироссийская. Однако нельзя сказать, что в стране нет политиков и бизнесменов (особенно бизнесменов), которые хотели бы нормализовать отношения с Москвой, в первую очередь по экономическим причинам.
Проблема в том, что они не особо проявляют активность, поскольку нынешний политический и информационный тренд в Литве этому не благоприятствует — сразу будешь назван "агентом Кремля" или "полезным идиотом", а никто сам себе не враг.
Однако если международная конъюнктура изменится, то можно будет начать сомневаться.
Другими словами, если Брюссель стратегически отдалится от Вашингтона, а президентские выборы в Литве выиграет, например, Саулюс Сквернялис, который упоминал о необходимости нормализовать диалог с Россией, то ему будет намного легче это сделать.
Конечно, не следует ожидать, что все — как в Европе, так и в Литве — изменится мгновенно, поскольку на Западе очень сильна оппозиция, которая противится большей самостоятельности ЕС и более тесным отношениям с Москвой. Тем не менее упомянутый эгоистичный изоляционизм Трампа в этом случае может стать решающим фактором, и Вильнюсу уже сейчас нужно думать, как адаптироваться к новым международным реалиям.
Никто не требует от литовского правительства любить Кремль, но конструктивные и прагматичные связи с Россией без нерациональных политических отношений нашей стране пойдут только на пользу. Остается надеяться, что Сальвини знает, о чем говорит, и что в следующем году президентом Литвы станет прагматично мыслящий человек.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.