Совещание в Калининграде по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, прошедшее под председательством Владимира Путина, странным образом больше обсуждается в странах Балтии и Белоруссии, нежели в самой России. Можно сказать, рутинное региональное мероприятие, которые президент РФ проводит десятками по всей стране и по разным проблемам, вызвало международный резонанс.
Впрочем, понятно почему: Российская Федерация по-прежнему оказывает значительное влияние на постсоветское пространство — правда, не политическое, как пытаются представить западные эксперты, а экономическое.
Калининград и Литва
Прежде всего в Прибалтике забеспокоились по поводу не очень-то и нового логистического предложения — перевести потоки нефтепродуктов белорусских НПЗ из литовских и латвийских гаваней в российские. Битва за грузы идет не первый год, по мере наращивания мощностей — строительства новых и реконструкции старых портов в Ленинградской области экс-республики СССР ее проигрывают.
Однако на этот раз у заочной дискуссии между Путиным и прибалтийскими политиками появился нюанс. "Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте", — обратился к собравшимся глава государства, комментируя задачу перераспределения грузовых потоков в российские порты. И подчеркнул, что условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах.
Отметим, что премьер-министра Литвы Саулюс Сквернялис в ответ лишь дежурно вспомнил о российском диктате, но основная его мысль касалась все же бизнес-конкуренции. "Направление грузов по железным дорогам России через порты России для Беларуси может быть и невыгодно экономически, и опасно стратегически, если иметь в виду, что российские порты замерзающие и климатические условия там совершенно иные. Это особенно чувствительно, когда речь идет о перевозке нефтепродуктов", — заявил он в интервью радиостанции Ziniu radijas.
Обратите внимание: Россию уже не обвиняют в давлении и принуждении — в качестве контрдоводов используются хотя и спорные, но все-таки экономические аргументы.
Рига и Вентспилс
А в Риге состоялось первое после четырехлетнего перерыва заседание латвийско-российской межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. Это наиболее деловой формат отношений между странами, здесь не смакуются политические разногласия, а обсуждаются экономическое взаимодействие. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис счел необходимым встретиться с сопредседателем межправкомиссии, министром транспорта РФ Максимом Соколовым и заверить, что балтийская республика заинтересована в конструктивных отношениях с Россией.
Собственно, именно к конструктивным отношениям Москва давно призывает Ригу, Вильнюс, Таллин и все остальные европейские столицы. Разумеется, у России есть свои интересы, но ее протекционизм вовсе не связан со стремлением нанести кому-либо экономический ущерб. Просто времена сейчас такие, когда своя рубашка ближе к телу.
На мой взгляд, это хорошо понимает Айвар Лембергс, мэр, возможно, наиболее пострадавшего от снижения грузоперевозок латвийского города — Вентспилса. «Сейчас из России в Латвию идет очень мало нефтепродуктов, а терминалы, которые в месяц могут переваливать 300 000 тон, не могут собрать грузы для одного танкера, то есть 30 000 тонн», — заявил он на пресс-конференции. По мнению мэра, поскольку Латвия не может изменить российскую политику, то должна реагировать — стимулировать реструктуризацию экономики, чтобы не было серьезных социально-экономических последствий.
То есть Лембергс полностью отдает себе отчет в том, что отечественным портам конкуренцию у российских не выиграть. И призывает заранее подготовиться, переориентировать бизнес на другие направления. Что ж, разумно.
Вильнюс, Рига, Москва
Однако Россия тоже зависит от Литвы и Латвии — прежде всего речь идет о Калининградской области, окруженной со всех сторон чужой землей. И если забыть об искусственных фобиях, перестать нагнетать обстановку, то соседним государствам всегда можно найти точки соприкосновения. Нужно лишь продолжать общаться, находить компромиссы, искать взаимовыгодные варианты.
На том же совещании зашел разговор о тройном увеличении количества паромов, курсирующих по маршруту Балтийск — Усть-Луга. Дороговато обходится области транзит грузов по железной дороге через Литву, Латвию, Белоруссию обратно.
"Хотим расширить пропускную способность паромной переправы в Усть-Лугу Ленинградской области. Важный шаг, поскольку наши дорогие соседи — и литовцы, и латыши, и поляки, и белорусы — любят поиграть на транспортном факторе, оторванности Калининграда от остальной России. Паромы позволят ни на кого не оглядываться. Договорились с Дмитрием Козаком: в следующем году начнут строить, чтобы в 2019 году закончить первый паром, а через год — еще два. Это станет мощным переговорным аргументом для желающих задрать нам тарифы на транспортировку грузов по суше", — еще два месяца назад поделился планами врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов. На совещании с президентом РФ эти сроки подтвердились.
Проект предполагает строительство паромов длиной 200 метров, вместимостью 66 железнодорожных вагонов, с возможностью приема автомобилей и порядка 150 пассажиров. Когда этот план будет реализован, миллионы евро начнут буквально проплывать мимо Литвы и Латвии.
Обратите внимание: для подкрепления собственной переговорной позиции опять предполагается использовать исключительно экономические рычаги. Россия стремится общаться с соседями по-деловому, без эмоций. И ждет такого же конструктивного подхода в межгосударственных отношениях от стран Балтии. Нам есть, что друг другу предложить и кроме портов.