Новый план РЖД по Калининграду: будут ли последствия для Литвы?

© Photo : AB "Lietuvos geležinkeliai"Грузовые поезда на литовских железных дорогах
Грузовые поезда на литовских железных дорогах - Sputnik Литва
Подписаться
Российские железные дороги (РЖД) прорабатывают вопрос об установлении тарифа на транзит грузов через Калининградскую область ниже тарифа на транзит через Литву; утратит ли в этом случае Литва большие прибыли от своей достаточно успешной отрасли — железнодорожных грузоперевозок?

Перемены назрели

РЖД давно уже хотят переориентировать солидные потоки грузов, которые идут из России через Литву, на свои собственные порты, руководствуясь прагматикой и экономикой.

Грузовые поезда на литовских железных дорогах - Sputnik Литва
РЖД: тариф на транзит через Калининград будет ниже, чем через Литву

Прежде всего, страна заинтересована в максимизации прибыли. Очень удачное географическое расположение России на границе Европы и Азии, многочисленные выходы к морям и океанам, которые играют важную роль в грузоперевозках, долгое время не использовались должным образом.

Во времена СССР приоритетным было развитие союзных республик. При отсутствии полезных ископаемых ставку часто приходилось делать на отрасли, использующие местные преимущества, в том числе логистические. В результате Клайпеда, Вентспилс, Рига и Батуми стали важными локациями в перевалке грузов, которые шли на нужды всего СССР или отправлялись на экспорт.

После распада Советского Союза Россия стала все больше использовать свои логистические преимущества, чтобы не зависеть от экспорта природных ресурсов.

Вторая причина состоит в том, что политика новых стран — бывших республик СССР, порты которых "выросли" на российских грузах, стала антироссийской. В результате планомерных действий, предпринятых руководством РФ, значительная часть российских грузов уже переведена на обслуживание в стремительно развивающиеся национальные порты.

На общих путях

Выгодное стратегическое положение Литвы на Балтийском море, предпринимаемые Вильнюсом энергичные усилия по замещению утраченных российских грузов грузами из других стран пока что позволяют стране держать прежнюю планку.

Свою роль в этом играет и заблаговременное информирование Россией о своем планируемом уходе с литовского рынка грузоперевозок, и постепенный характер этого процесса.

В результате в 2010 году объем грузоперевозок по железным дорогам Литвы был тот же, что ожидается и по итогам 2017 года — около 48 миллионов тонн.

Не менее важен тот факт, что Литовские железные дороги ("Lietuvos geležinkeliai", ЛЖД) не стремятся портить отношения с потенциальными и реальными клиентами и стараются дистанцироваться от политики, которая часто проводится Вильнюсом вопреки интересам ЛЖД.

Железнодорожный узел - Sputnik Литва
Транзит из Китая в Европу пойдет по железным дорогам Литвы

Главный принцип работы ЛЖД — создание эффективных маршрутов по всем возможным направлениям. И калининградское не является исключением. За первые два месяца 2017 года, по данным Калининградской железной дороги, объем грузоперевозок транзитом через Литву в Калининградскую область увеличился на 14% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Следующим фактором является достаточно активная экспортно-импортная деятельность самой литовской экономики. Транзитные грузы составляют лишь от четверти до трети всех грузоперевозок по ЛЖД.

Важным моментом в развитии ЛЖД является наличие у Литвы общей границы с крупной польской экономикой.

Поспособствует сохранению определенного грузооборота с Россией для Литвы и фактор Китая. Для руководства КНР очень важно развитие своих логистических проектов таким образом, чтобы политические противоречия между странами — участницами китайских транзитных проектов не мешали их реализации. И Китай готов осуществлять давление на тех, кто заявил о готовности участвовать в проекте "Один пояс — один путь", но на деле препятствует его реализации. В результате все больше китайских товаров с каждым годом будет поступать через Россию в литовские порты. И все больше товаров из ЕС станет идти по литовско-российским железнодорожным путям в Китай.

Серьезные проблемы у Литвы начнутся тогда, когда РФ "развернет" следующие по территории страны грузы из Беларуси — главного клиента ЛЖД. Россия уже приступает к этой работе. На днях президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Читайте также: "Литовские железные дороги" не хотят терять белорусские грузы >>

Лента новостей
0