ВИЛЬНЮС, 19 июл — Sputnik, Алексей Стефанов. Александрас Шимелис – человек дела, если за что-то берется, погружается в тему с головой и не останавливается на полпути. Так в 15 лет он решил заняться музыкой и в итоге стал профессиональным пианистом, известным дирижером и композитором. Так было и когда он получил предложение стать атташе по вопросам культуры посольства Литвы в России.
Кандидатуру Александраса Шимелиса министру культуры предложили представители сразу двух партий, а сам министр представлял третью. Но сам Шимелис в политике никак не участвовал – в Литве его знают именно как деятеля культуры. К моменту назначения на дипломатическую службу у него был свой камерный концертный зал и огромный организационный опыт, он устраивал различные концерты, фестивали, дирижировал оркестром, писал музыку.
"Меня не нужно было уговаривать. В Литве мне уже не хватало воздуха, широты полета, а как представил Россию, понял: вот где развернусь! Знаете, это как картина такими большими мазками… Я сразу загорелся этим предложением, а когда меня пригласили подписать контракт, думал только о том, как представить в огромной России культуру маленькой, но такой дорогой мне Литвы. И хотелось доказать, что министр, назначая меня, принял правильное решение", — говорит Александрас Шимелис.
- Александрас, самое время подвести итоги – как много вам удалось сделать в Москве? Ведь культура — тот мост, который соединяет народы и страны.
— Я собирался в Россию с чувством, что уезжаю в страну с глубокими культурными традициями и не разуверился в этом. Москва – это город, на который смотрит весь мир, который диктует человечеству какие-то новые ценности в сфере культуры. Смело могу сказать, что я приехал в культурную Мекку. И думаю, что сделал на своем посту даже больше, чем рассчитывал. Но эти результаты достигнуты только с помощью литовских и российских друзей, творцов, единомышленников, энтузиастов.
Все понимают, что у маленьких стран маленькие бюджеты. Выкручиваться и находить простые решения для сложных вещей – это нормально, поэтому расчет был исключительно на сообразительность. Плюс мне везло на людей, для которых радость творчества важнее денег. Очень многое я сделал вообще без бюджета, без литовских и российских денег. Находил людей, которые загорались моими идеями, различными мероприятиями вне стен посольства и у нас возникало плодотворное сотрудничество.
Из последних — вечер в Эрмитаже, посвященный гению – музыканту, художнику, композитору, поэту, писателю, фотографу Микалоюсу Константинасу Чюрленису. Идея пришлась по сердцу директору Эрмитажа господину Михаилу Пиотровскому, и впервые в России мы совместно с Эрмитажем, генеральным консульством Литовской республики в Санкт-Петербурге и Домом Чюрлениса в Вильнюсе устроили уникальную выставку из сорока фотографий, сделанных Чурленисом в 1905 году в Анапе. И посвятили этот творческий вечер памяти другого выдающегося литовца — дирижера, педагога, профессора Саулюса Сондецкиса, который много творческих сил отдал Эрмитажу и вообще мировой музыкальной культуре и создал прекрасное мнение о высокой литовской культуре и литовцах. И пригласили правнука Чюрлениса Рокаса Зубоваса с женой. Они играли, я читал отрывки из литературных произведений Чюрлениса.
Интересно, что свое первое мероприятие на посту атташе по культуре я провел 20 сентября 2013 года тоже именно в Эрмитаже, где вместе с коллегами-дипломатами мы открыли выставку "Флюксус: атласы российской истории" художника и композитора Юргиса Мачюнаса и поэта и кинорежиссера Йонаса Мекаса. Таким образом, круг замкнулся – в Эрмитаже я начал и в нем же закончил свою деятельность.
- Вы как-то сказали, что первое время, как приехали в Москву, каждый день ходили на различные мероприятия, а вечера проводили в театрах и на концертах, и практически не спали.
— Я когда приехал в Москву и увидел масштабы работы, хотел как можно быстрее со всеми познакомиться. Вот и занимался этим практически каждый вечер. Приходил домой только переночевать. Даже стирать и убирать было некогда. Первые два года прошли именно в таком темпе. Очень помогала поддержка тогдашнего посла Литвы в России Ренатаса Норкуса. Он сам как человек культуры, бард, буквально искрился от всего этого креатива, и мне было очень комфортно.
- Есть еще мероприятия, которые вы устраивали, и которые хотели бы отметить?
— Их очень много. В среднем в год я устраивал до 65 мероприятий. Для посольства это очень много. Как-то коллеги из МИДа сказали мне, что я иду на рекорд (смеется). Могу еще выделить фестиваль литовского кино, который мы организовывали с коллегой из литовского центра кино Видасом Григорайтисом и в сотрудничестве с Госфильмофондом России. В Москве этот фестиваль проходил четыре года в историческом кинотеатре "Иллюзион", где сам Тарковский показывал свои премьеры. А последние два года мы устраивали такой же фестиваль и в Санкт-Петербурге в кинотеатре "Родина". Привозили на творческие встречи многих знаменитых литовских актеров и режиссеров. Когда в последний раз привезли Регимантаса Адомайтиса, весь Петербург стоял на ушах.
Еще из фестивалей — Дни литовской культуры в Нижнем Новгороде. В октябре прошлого года на протяжении двух недель мы устраивали там серию фотовыставок, экспозицию живописи литовских художников, концерты современных литовских композиторов и легендарных джазовых музыкантов, показывали фильмы с участием мастеров литовской культуры. Мне удалось привезти в Нижний Новгород саксофониста и композитора Владимира Чекасина и пианиста Пятраса Генюшаса, знаменитого кинорежиссера Альгимантаса Пуйпа и других.
Два года уговаривал классика литовской фотографии Антанаса Суткуса приехать в Москву и устроить здесь выставку в прекрасном Центре фотографий им. братьев Люмьер. Пообещал на руках его носить, если он это сделает. В итоге он согласился, я достал у друзей инвалидную коляску и возил его по всей Москве. И, знаете, он был просто счастлив от того, что я показывал ему Москву.
Вообще выделить что-то очень сложно – каждый концерт, выставку, фестиваль я не просто устраивал, я жил этим, полностью погружался в процесс. И чаще всего это начиналось так: я обращался к очень известным и уважаемым людям в Литве из области культуры и искусства, сразу говорил, что денег нет, но дорогу, проживание и питание мы обеспечим, и ждал ответа. И практически все соглашались.
Понимаю, что это неправильно, каждый труд должен оплачиваться, но они и сами получали от Москвы, от публики, от приема удовольствие. Не все же в жизни, в конце концов, измеряется деньгами. Кроме того, я уделял им максимум внимания, у них не было ни одной свободной минуты. Сразу вспоминается концерт Aлины Орловой – она жила у нас в посольстве, репетировала. Денег на оркестр из Литвы организаторы фестиваля не могли собрать, и тогда я предложил найти московских музыкантов.
Академия музыки имени Гнесиных выделила нам самых лучших музыкантов, и мы в московском саду Эрмитаж устроили отличный концерт, который собрал около двух тысяч человек.
- Еще вы устраивали первый большой концерт замечательного литовского композитора Фаустаса Латенаса, без музыки которого невозможно представить постановки литовского режиссера и худрука Московского театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. Вот, кстати, как вы думаете, почему сегодняшнюю культурную жизнь Москвы уже невозможно представить без литовцев?
— Римас Туминас в разговоре со мной однажды пошутил: "Мы хорошо учили историю, поэтому знаем, что сначала надо захватывать" (смеется). Мы много говорили с ним на эту тему, и я думаю, что Римас Туминас, Миндаугас Карбаускис, Шарунас Бартас, Эймунтас Някрошюс, Йонас Вайткус, Кама Гинкас получили в Москве громадный объем информации из первых рук, потом уехали в Литву (кроме Карбаускиса), там совершенствовались и вернулись в Россию практически как мастера двух школ.
Все-таки жизнь в Литве спокойная, есть время для обдумывания постановочных идей, можно спокойно все разложить по полочкам, разобраться во всем до основания, и уже потом ставить спектакли. В Москве же все по-другому — научиться здесь можно всему, но вот сразу вклиниться в работу, попасть в театральный тон, понять, что именно хочет зритель и как донести до него постановку, очень сложно.
- Помимо постоянно работающих в Москве литовских режиссеров есть также мастера, которых приглашают ставить отдельные постановки. Недавно в Театре на Таганке спектакль "Чайка 73458" поставил еще один ваш земляк — Дайнюс Казлаускас. До этого он много сотрудничал с "Независимым театральным проектом" (театр "Ателье").
— Да, Вы абсолютно правы, Дайнюс прекрасный режиссер, а еще Оскарас Коршуновас и многие другие приглашаются. Потому что Россия — это очень круто, это невероятный размах для творческого человека. Я и сам планирую возвращаться в Москву. И у меня уже есть одно предложение. Римас Туминас предложил мне стать его ассистентом по музыкальной части в постановке оперы "Пиковая дама" Чайковского на сцене Большого театра. Я уже начал собирать материалы. Так что буду периодически приезжать в Москву.
- В Литве также будете устраивать концерты и фестивали?— Думаю, да. Уже начинаю восстанавливать контакты в Англии, Италии, Германии, где когда-то учился и работал, и хочу сделать международный социально-культурный проект, включив в него Литву и Россию. — Не грустно заканчивать работу в посольстве?
— Не то, чтобы не грустно, я просто не могу остановиться. Я вот уже не работаю, но продолжаю откликаться на просьбы, звонки о помощи. Вспоминаю, что кому-то что-то обещал и снова возвращаюсь к работе. Вот позвонили мне из Международного фонда Станиславского с просьбой срочно помочь сделать за один день визу Някрошюсу, а это почти невозможно – есть же определенный порядок. Но тогда бы он не успел приехать на фестиваль в Москву. Пришлось, обзвонить массу людей, прежде чем удалось все решить. А у меня даже звонки уже за свой счет, но что же делать – не могу же я отказать. Я человек простой, быстро завожусь, иду вперед, без стоп-сигнала. Надо – делаю.
- А продлить ваш срок в Москве не могли? Один из ваших предшественников – Юозас Будрайтис проработал около четырнадцати лет.
— Наверное, все возможно, если очень захотеть. Но еще есть установленные правительством сроки работы атташе в других странах. Я благодарен послу Литвы Ремигиюсу Мотузасу, что продлил мой трехгодичный контракт еще на один год. Я понял очень многие нюансы дипломатической работы. Это был для меня, человека искусства, очень большой опыт. Мне Владимир Молчанов во время интервью задал такой вопрос: "А вы не чувствуете, что вам завидуют?" Тогда я сказал, что нет, но позже задумался. И к концу срока понял, что он был в какой-то мере прав…
Я ведь не работал в посольстве, а жил этим. Я вообще никогда не считал то, чем занимаюсь, работой. Ну, вот, наверное, я перестарался, слишком много эмоций вкладывал в свою деятельность, отдавал душу. Наверное, трудно со стороны смотреть на человека, который живет своей деятельностью, а не просто ходит на работу. Может быть, этим я отличался от других.
- А политика и политики вам не мешали работать в эти четыре года?
— Нет. У меня никогда не было проблем общения с политиками – я знаю очень многих как литовских, так и российских политиков. И всегда был с ними открыт, а когда люди видят открытость, они сами открываются. И тогда какие-то острые вопросы уходят на второй план. Идет разговор сердцами.
- А что можете сказать о последнем скандале: желании властей Литвы передать функцию по выдаче разрешений на показ фильмов российского производства из Литовского центра кино экспертам из Государственной комиссии по радио и телевидению?
— Это очередное ненужное закручивание гаек. Мне не нравится политика сама по себе. У политиков есть один грех – они играют в серьезные вещи как в игрушки. Их понять тоже можно – таким образом они зарабатывают себе звезды на погоны. Я уверен, что в Литовском центре кино работают профессионалы, эксперты, знающие материал, которые в состоянии справляться с этой работой без политиков. Но что поделаешь… В политике каждый хочет отметиться, перетянуть одеяло на себя, а культура выше политики, потому что она служит всем.