ВИЛЬНЮС, 28 апр — Sputnik. Научные интересы мои и коллег связаны с политической медиаметрией. Эта дисциплина помогает политологам понять, куда движутся мировые процессы, на основании сбора и изучения статистики по публикациям зарубежных СМИ о России и деятельности ее руководства.
Делом этим мы занимаемся давно, накоплен большой материал. Изобретен и "рейтинг недружелюбия к России", который выстраивает в соответствующий ряд страны, отдельные издания, телеканалы и другие СМИ, даже отдельных авторов. Секретного тут ничего нет, рейтинг за 2016 год публичен и вызывает большой интерес среди журналистов.
Наши данные показывают, что Литва в "рейтинге недружелюбия к России" оказалась на 5 месте, опередив и США, и Польшу, и Великобританию. Но главное даже не это. Главное то, что она по сравнению с 2015 годом "скакнула" вверх на целых 19 рейтинговых пунктов, что является беспрецедентным результатом.
Попросту говоря, литовские СМИ вдруг за один год резко нарастили интенсивность негатива по отношению к России. Это не может быть случайностью. Будем разбираться. Тем более, что случай увлекательный.
Антилитовской кампании в России нет
Укажем еще вот на что. К контенту литовских СМИ исследователи никаких претензий не имеем. Литовских газет в России никто не читает. Все, что там пишут о России, рассчитано только на собственное население. Литва — независимая страна. Если власть дала приказ журналистам формировать соответствующее общественное мнение — она в своем праве! Журналисты не виноваты. Выводы о политизации медиа в современном мире знают уже первокурсники журфаков.
Скажу больше. Озабоченность Литвой в России почти нулевая. Особенно со стороны властей. Если по части Эстонии и Латвии есть у нас нервные блогеры и контрастные ангажированные эксперты, то устойчивых "антилитовцев" я не знаю. Целенаправленной пропаганды против этого балтийского государства точно нет. Самое расхожее объяснение — в Литве русских и русскоязычных мало, конфликтность по этой линии низкая (хотя я лично это мнение не разделяю).
Мы говорили о зигзагах политики той или иной страны, которые можно отследить по публикациям в местных СМИ. Одна статья погоды не делает. Надо смотреть массивы за год. Динамику проще всего отследить, если рассчитать "индекс агрессивности" СМИ той или иной страны, который определяет "недружелюбие" к Российской Федерации. Этот индекс представляет собой отношение числа негативных публикаций за год к числу материалов нейтральной тональности. Все просто. И статистически надежно, массивы приличные.
Так вот. В относительно спокойном 2013 году индекс агрессивности (ИА) для прессы "балтийской тройки" был следующий: Латвия — 0,4, Литва — 0,35, Эстония — 0,2. Это позволяет снять все обвинения в отношении указанных стран по части стремления нагнетать антироссийские настроения среди собственного населения. Схожие показатели были характерны и для медиа таких стран как Венесуэла, Индия, Финляндия, Египет.
Baltic News Service разорвал контракт со Sputnik из-за альтернативной точки зрения >>
В самый мрачный период мировой информационной войны против России, связанный с реакцией на возвращение Крыма и событиями в Донбассе, ИА по итогам 2014 года вырос в Эстонии всего до 1,0, в Латвии — до 0,98. С учетом истерики "грандов" (в Германии, например, этот показатель был равен 7,5) можно считать, что эти два государства весьма спокойно, практически нейтрально реагировали на ситуацию.
Ужас — но не очень страшный
С Литвой же дело обстояло сложнее. Там на одну нейтральную публикацию приходилось примерно два негативных материала. Все дело было в Крыме. Литовские СМИ, не в пример соседям, буквально зубами вцепились в крымскую тему, выступая в качестве экспертов Запада по этому региону. Если учесть исторические реалии — весьма тесные связи Великого княжества Литовского с Крымским ханством в позднем Средневековье, то все становится на свои места. Но вряд ли это как-то влияло на литовско-российские отношения.
В 2015 году под предлогом возможных агрессивных действий по отношению к беззащитным балтийским странам Россию в Европе начали демонизировать. Возник Североатлантический Пропагандистский имени Балтийского фланга хор, состоящий из Латвии, Литвы и Эстонии. Очень хорошо подпевала и нейтральная Швеция. Польша, кстати, вела свою особую, националистическую партию, но это тема отдельного разговора.
Дрейф индекса агрессивности Эстонии и Латвии по годам идеально коррелировал. Если в большинстве стран НАТО, как ни странно, агрессивность публикаций после украинского кризиса падала, то у этих двух стран в 2014 —2015 — 2016 годах росла. Эстония: 1,0 — 3,8 — 5,1 (ужас, ужас, ужас!). Латвия: 0,98 — 4,2 — 5,0 (ужас, ужас!). Литва шла своим путем: 1,95 — 1,0 — 3,4 (ужас, конечно, но не ужас, ужас, ужас!). Втянули Литву в хор, как представляется, все-таки с трудом. И она не очень внимательна к сигналам хормейстера.
Вообще-то все не так просто. СМИ Литвы (наверное, как и элита) по отношению к России консенсусной позиции не имеют. Например, лидеры негативизации России Lietuvos rytas (учтено 550 публикаций) и Lietuvos radijas ir televizija (около 500 сюжетов) имеют индекс агрессивности 3,74 и 4,18 соответственно. А Verslo žinios (50 публикаций) — всего 0,85. Совершенно безобидная цифра. Так что Литва в натовском хоре, как представляется, поет без особенного удовольствия. Оценок этому факту давать не будем. Просто констатируем.