ВИЛЬНЮС, 13 окт — Sputnik. Пренебрежение мнением оппозиции и общественности ожидаемо создало для правящей коалиции еще одну "горячую точку" в политической жизни Эстонии.
Не представленные в парламенте "зеленые" и экологи выступили с петицией против принятого правительством плана строительства новой железной дороги.
Партия "Зеленые Эстонии", которая не прошла на последних выборах в состав парламента страны, молодежное крыло партии и некоммерческая организация "Экологическое государство Эстония" выступили с петицией "В защиту Эстонии", сообщет Sputnik Эстония со ссылкой на портал народной инициативы rahvaalgatus.ee.
В петиции выдвинуто требование отказаться от планов строительства новой железной дороги Rail Baltica c европейской шириной колеи и проложить этот транспортный коридор по маршруту Таллинн-Тарту-Рига, то есть по трассе существующей железной дороги.
Точка зрения авторов петиции фактически совпадает по содержанию с открытым коллективным письмом известных деятелей культуры и охраны природы.
Несмотря на то, что письмо было подписано хорошо известными как стране, так и на международном уровне людьми, Министерство экономики и коммуникаций Эстонии фактически отмахнулось от мнения "дилетантов". Чиновники заявили, что аргументы, приведенные в обращении, уже неоднократно опровергались как несостоятельные, хотя некоторые другие были приняты во внимание и учтены.
В подобных случаях в странах с более развитой политической культурой принято отвечать духе того, что правительство прониклось озабоченностью общественности и обязательно еще раз рассмотрит выдвинутые аргументы, создаст комиссию, включив в нее обеспокоенных экологов, проведет разъяснительную работу и т.д. И только потом уже все делать по-своему, "освоив" выделяемые из бюджета ЕС десятки миллионов евро.
Реакция правительства на протесты общественности не понравилась ни подписантам обращения, ни разделяющим их точку зрения "зеленым".
Активист эстонской Партии зеленых и известный общественный деятель Алексей Лотман ранее сказал порталу Sputnik, что хотя сам письмо относительно Rail Baltica не подписывал (там стоит подпись его дочери), но полностью разделяет изложенную в нем точку зрения.
Даже если оставить в стороне вопрос о целесообразности строительства новой дороги и ее будущей востребованности — до Берлина проще и дешевле добраться не по железной дороге, даже скоростной, а самолетом или по морю, — проблему экологических последствий такой стройки необходимо обсудить.
Бессмысленный и дорогой проект
Как считают авторы петиции "зеленых", вопрос о Rail Baltica должен быть вынесен на обсуждение в Рийгикогу в качестве вопроса государственной важности.
"До тех пор пока природе не нанесен ущерб, еще можно исправить совершенные людьми ошибки на бумаге", — заявил член правления молодежного крыла "зеленых" Йоонас Лакс.
Петиция содержит призыв к ответственным лицам отказаться от строительства совершенно новой магистрали и просто реконструировать уже имеющуюся железнодорожную сеть. По мнению авторов документа, это позволит построить железную дорогу международного уровня по сходной цене и сохранит природную среду.
"Строительством Rail Baltica в ее нынешнем варианте мы не достигнем скорости, близкой к скорости самолета, чтобы добраться, например, до Берлина, не улучшим сколько-нибудь заметно и повседневную жизнь людей в Эстонии. Весь план следует переделать в более продуманный, экологичный и рациональный, чтобы он принес пользу возможно большему числу жителей Эстонии", — отметил председатель Партии зеленых Александер Лаане.
"На это Европейский союз нам денег не даст, кроме того, уже сейчас у Эстонии есть проблемы с выплатой дотаций на железную дорогу. Мы стоим перед серьезной опасностью столкнуться с ситуацией, когда эстонское государство начнет оплачивать низко функциональную железную дорогу за счет расходов на здравоохранение и социальную сферу", — утверждают "зеленые".
По оценке "зеленых", расходы только на обслуживание новой трассы составят более 50 миллионов евро в год.
На проект, стоимость которого достигает пяти миллиардов евро, Евросоюз в 2014-2020 годах может выделить около 85% средств. Работы, связанные с Rail Baltika, в прошлом году уже финансировались на сумму около 100 миллионов евро, в этом году — более чем на 190 миллионов евро. Эстония планирует до 2002 года затратить 44 миллиона евро на проектирование свой части путей.