ВИЛЬНЮС, 5 окт — Sputnik. Государственная компания "Литовские железные дороги" (Lietuvos geležinkeliai, ЛЖД) не подписала соглашение по совместному проекту трех стран Балтии по железной дороге европейской колеи Rail Baltica исключительно по техническим причинам, сообщает BNS.
"Я не могу дать вам обещание. Я могу вас заверить, что пока это очень техническая ситуация, когда документ анализируют, оценивают все риски. Так что это, я бы сказал, вопрос нескольких дней, а не подписания или неподписания, или изменения текста и тому подобное. Так что имейте немного терпения; это все, что я могу сказать", — сказал замдиректора департамента по развитию и международным связям министерства транспорта и коммуникаций Нериюс Каучикас на пресс-конференции в Риге в среду.
Договор о конкурсных закупках по проекту Rail Baltica на этой неделе подписали восемь ведомств трех стран. Компания ЛЖД осталась единственной, которая пока не заверила его своей подписью. На прошлой неделе предприятие оповестило о своем несогласии с конкурсом, которые проводит Rail Вaltika.
Кто виноват в задержке?
Советник генерального директора ЛЖД Дарюс Тарасявичус сказал, что соглашение еще обсуждается, и его обдумывает руководство.
Однако заместитель министра путей сообщения Литвы Саулюс Гирдаускас уверяет, что руководство и не должно принимать никаких решений — оно будет только проинформировано о подписанном договоре.
Представитель министра Ричардас Слапшис еще в пятницу пояснил, что руководитель Стасис Дайлидка должен принимать решение, но он находится в Минске.
Глава правления совместного предприятия Балтийских стран RB Rail Байба Рубеса, в частности, уверяла, что каждая страна Балтии по-разному интерпретирует положения и процессы договора, однако в любом случае цель — завершить прокладку железной дороги в 2025 году.
"Думаю, что все, кто наблюдает эту пресс-конференцию, знают, что соглашение должно было быть завершено в 2015 году. Это означает, что должно быть выполнено много практической работы <…>. Важно, чтобы мы конструктивно сотрудничали, чтобы деньги расходовались правильно", — ответила Рубеса на вопрос о том, как действия ЛЖД влияют на проект.
Практика не соответствует возможностям
Намечается, что по новой железной дороге Rail Baltica пассажирские поезда смогут следовать со скоростью 240 километров в час, товарные — со скоростью 120 километров в час. Однако Рубеса сказала, что не везде можно будет развить такую скорость — например, в районе Риги и на некоторых охраняемых территориях.
Один из руководителей Rail Baltika Estonia Индрекас Оравас уверяет, что поезд не сможет развивать такую скорость на протяжении 20 километров, поскольку железная дорога со всех сторон окружен охраняемыми территориями и путь нельзя "выпрямить".
По мнения Каучика, Rail Baltika еще должна провести исследования, после которых станет ясно, как лучше прокладывать дорогу от Каунаса до границы с Польшей, чтобы поезд мог набирать на этом отрезке необходимую скорость прихода по всему коридору — 24 километра в час.
Важно, считает он, чтобы скорость на своей части дороги увеличила и Польша.
По словам Рубесы, с поляками уже ведутся переговоры по увеличению скорости поезде до 160 километров, а грузовых — до 120 километров.
Денежный вопрос
Представители балтийских стран ранее уже договорились насчет порядка объявления конкурса: все закупки делятся на три группы — закупки, которые организует только совместное предприятие, совместные закупки, которые осуществляет совместное предприятие, и закупки, которые будут проводить национальные ответственные организации под усиленным контролем совместного предприятия.
Во время встречи достигнута договоренность о том, что RB Rail будет главным управляющим закупками в сферах разработки единого стандарта проекта, проведения исследований, маркетинга и развития бизнеса, что ляжет в основу дальнейших решений о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали Rail Baltica.
Решение было достигнуто и наcчет НДС — он должен остаться в той стране, в которой производятся работы.
В перспективе Литва планирует потратить 85 миллионов евро на линию Каунас — граница Польши и более 14 миллионов на маршрут Каунас — латвийская граница.
Эстония планирует до 2002 года затратить 44 миллиона евро на проектирование свой части путей, а Латвия 22,5 миллиона на конкурс проектирования Рижского транспортного узла.
На проект, стоимость которого достигает пяти миллиардов евро, Евросоюз в 2014-2020 годах может выделить около 85% средств. Работы, связанные с Rail Baltika, в прошлом году уже финансировались на сумму около 100 миллионов евро, в этом году — более чем на 190 миллионов евро.