12 февраля (30 января по старому стилю) православная церковь отмечает собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 год, в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах церкви Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.
Одни хвалили Василия за то, что он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту, а кроме того, сурово боролся с грехами, слабостями и ересями.
Другие защищали Златоуста и напоминали, что он не превзойден в красноречии и своими словами обратил к Христу множество сердец. В проповедях он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третьи ратовали за то, чтобы признать главным святителя Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Спорам не было ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне святому Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, сначала по одному, а затем втроем, и сказали ему, что они находятся перед Богом все вместе и их не разделяет соперничество, а при жизни они сделали все, чтобы объединить верующих. Они попросили Мавропода, чтобы он повелел создать для них единый праздник, чтобы споры среди верующих утихли.
После этого Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Иоанн решил отвести празднованию тридцатый день января (по старому стилю).
На Руси этот день называли "Василий", "Васильев день", "Василий Великий", "звериный свадебник", "звериный праздник".
По народному поверью, в этот день нельзя было прясть и вязать. Потому в старину его называют днем трех святителей-непрядильщиков. В лесу в этот день наступал звериный свадебник: начинались поединки, в которых побеждает сильнейший, звери играют свадьбы.
В этот день следили и за погодой. Если начинал дуть сильный ветер, это предвещало сырую погоду в ближайшие месяцы, а если шел снег крупными хлопьями, то скоро должна была начаться оттепель. Также потепление предвещало и появление мышей.
Если во дворы приходили зайцы или волки приближались к жилью, то это означало, что в скором времени грянут суровые морозы.
Если снегири начинали не щебетать, а "скрипеть", то это предвещало снегопад, а потом слякоть.