10 февраля (28 января по старому стилю) православная церковь отмечает память преподобного Ефрема Сирина.
Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Однако у мальчика был вспыльчивый и раздражительный характер, и он часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, но получил от Господа вразумление.
Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Там будущий святой услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. После этого он был оправдан и освобожден.
В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. После взятия Низибии персами в 363 году преподобный покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы.
Ефрем занимался подвижничеством, большую часть времени проводил в молитве, трудился в истолковании Священного Писания. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого – на латинский и славянский.
В конце жизни Ефрем отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого, который пожелал посвятить его в сан пресвитера, но преподобный счел себя недостойным и принял лишь сан диакона.
На Руси этот день называли "Ефрем Сирин", "Ефремов день", "Ефрем-ветродуй", "запечник", "сверчковый заступник", "кудесы".
На Ефрема считалось дурной приметой убивать в доме любых насекомых: тараканов, клопов, сверчков, – верили, что это может рассердить домового. Крестьяне считали, что болезни и несчастья, появляющиеся с этого дня, происходят от лихого домового, но его можно было задобрить подарками.
Также верили и в погодные приметы. Если на Ефрема ветрено, то наступивший год будет сырым. Если воздух над лесом как будто синеет, а сам лес чернеет, то вскоре потеплеет.