Очередные бизнес-перипетии строящегося газопровода вызвали слабый интерес широкой аудитории — и напрасно, поскольку за произошедшим скрывается увлекательнейшая и по-европейски изощренная предыстория.
Начать стоит с того, что стремительно развивающейся карьере сравнительно молодого европейского консерватора баварского происхождения, 46-летнего Манфреда Вебера до недавнего времени совершенно ничего не угрожало. Председатель баварского отделения Молодежного союза Германии (эдакий "комсомольский вожак" от блока ХДС/ХСС), с 32 лет и по сегодняшний день — депутат Европарламента от Германии. Ведущий кандидат от Европейской народной партии на выборах 2019 года в Европарламент. Кандидат на должность главы Еврокомиссии, обласканный и поддержанный самой Ангелой Меркель.
Можно только догадываться, что так расположило перспективного германского и европейского политика к не сильно популярному даже в гордой Польской республике изданию Polska Times. Как бы то ни было, Вебер в интервью оному разбушевался настолько, что вверг в благоговейный шок и трепет не только поляков, но и нынешнего главу Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, а также фрау бундесканцлярин Меркель, которая в данный момент, думается, вообще не понимает, что происходит.
Дело в том, что поддержанный ею лично единый кандидат на пост главы Еврокомиссии не нашел ничего лучше, как пообещать заблокировать строительство фактически пестуемого фрау Меркель газопровода "Северный поток — 2", если он займет данную должность.
Это была настолько удивительная и неожиданная информация о деятельности "единого кандидата", да еще и пришедшая из, скажем прямо, не самого авторитетного источника, что большая часть значимых европейских спикеров решили ее привычным образом замолчать: мало ли какую чушь несут кандидаты во время избирательной кампании. Возможно, у них даже и получилось бы. В России, к примеру, уже привыкли к тому, что европарламентарии славятся не сильно критичным восприятием действительности.
Но тут сдали нервы у крупного европейского бизнеса.
В результате последовал предельно резкий демарш Nord Stream 2 AG, которая фактически представляет собой подразделение консорциума крупнейших европейских энергетических гигантов. Более того, этот шаг компании, по сути, возвращает нас в ту эпоху, когда политикам еще приходилось отвечать не столько за всевозможные "харрасменты", сколько за свои собственные слова. И людей тут понять можно: достаточно просто напомнить, кому нужен и на чьи именно миллиарды строится этот самый "Северный поток — 2", который "перспективный политик" обещает с такой легкостью запретить.
Как результат: компания-оператор Nord Stream 2 AG направила официальное (юристы европейских энергетических гигантов понимают толк в бюрократии) письмо главе Еврокомиссии Жану-Клоду Юнкеру. В нем компания запросила у Евросоюза не менее официальное подтверждение того, что на основании обновленной Газовой директивы к "Северному потоку — 2" будут применяться условия не хуже, чем к аналогичным газопроводам.
Тут все предельно прозрачно: на момент вынесения поправок в Еврокомиссию ею было однозначно сформулировано, что инвестиции в проект были сделаны до принятия поправок к Газовой директиве.
И если вдруг стараниями вот таких вот манфредов к "Северному потоку — 2" отчего-то не будет применяться такой же правовой режим, как к другим подобным трубопроводам, то это будет являться прямым и не подлежащим никакому иному толкованию нарушением международного права и законодательства ЕС. Включая, кстати, такую мелочь, как невыполнение обязательств по договору к Энергетической хартии, с которой так носятся евробюрократы.
Тут также очень важно понимать одну элементарную вещь, которую, кстати, прекрасно осознают Юнкер и Меркель: "Северный поток — 2" сейчас нужен Европе куда больше, чем России, и именно поэтому это уже давно не чисто российский проект.
Nord Stream 2 для Российской Федерации — проект, безусловно, важный, но находящийся в одном ряду с первым Nord Stream, а также с "Турецкими потоками", "Силой Сибири" и проектируемой "Силой Сибири — 2". Кроме того, есть еще более интересное для отечественного газа направление. Позавчера о нем напомнил российский президент, выступая в режиме видеосвязи на церемонии начала отгрузки продукции с построенного в Ленинградской области СПГ-завода "Криогаз-Высоцк". Им прямо было сказано, что Россия будет последовательно наращивать мощности по производству именно сжиженного природного газа, чтобы занять достойную нишу на мировом рынке.
Вот в этом, в чем-то трагическом, непонимании изменившихся трендов и есть главная беда всех атлантически ориентированных, инкубаторных европейских "комсомольцев": глобальные схемы, которым их так долго учили, как выясняется, уже не работают. Мир изменился, и, например, США для ЕС теперь далеко не только союзник и необсуждаемый начальник, но еще и весьма хамски ведущий себя конкурент.
А России уже давно не так важны именно европейские трубопроводные рынки, как это кажется западным масс-медиа и политикам. Поэтому, кстати, так спокойно на все происходящее реагирует "Газпром" — это банально не его война, вернее, не только его. А данную проблему пусть решают европейские партнеры, и у них вполне достаточно сил, чтобы с ней справиться. В конце концов, им это нужнее.
Для нас же тут гораздо хуже иное: это милое поколение новых мейнстримных европейских политиков. Которое пугает даже не столько своей антироссийскостью — мы к этому, в общем, привыкли и как-то переживем, — а прямо-таки идеальной в своей девственности некомпетентностью. Глядя на которую их старшим товарищам хочется посоветовать как-то имплементировать в их совершенную западную демократию хотя бы элементарную защиту от самого настоящего дурака.