Для компенсаций рано: в Литве не знают, сколько фур застряло в Белоруссии

Кондратович подчеркнул, что вопрос о компенсациях может быть рассмотрен для тех предприятий, которые зарегистрированы в Литве и "работают честно"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 11 дек – Sputnik. Власти Литвы могут обсуждать компенсации литовским перевозчикам только после того, как станет известно число застрявших в Белоруссии грузовиков, заявил министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович.
В среду национальная ассоциация автоперевозчиков Литвы Linava провела акцию протеста в Вильнюсе из-за ситуации с застрявшими в Белоруссии фурами. На митинге представители бизнеса призвали власти принять конкретные меры для скорейшего возвращения грузовиков из соседней страны, а также компенсировать убытки.
"День траура": в Вильнюсе прошла акция протеста литовских перевозчиков
Глава МВД Литвы подчеркнул, что сложившаяся ситуация "требует ясности", поскольку власти до сих пор не знают, сколько литовских грузовиков находится в соседней стране.
"Мы слышим одну цифру, потом другую. Так как же мы можем говорить о компенсациях сегодня, когда мы даже не знаем точно от перевозчиков, мы не получили точных данных. Скорее всего, зная масштабы, мы сможем поговорить", - передают его слова литовские СМИ.
В то же время он указал, что думать о компенсациях для перевозчиков еще рано, поскольку это может повлиять на власти Белоруссии.
"Говорить об этом (компенсациях) пока рано, потому что это может послужить сигналом самому белорусскому режиму, режиму (президента Белоруссии Александра) Лукашенко, что мы хотим что-то предпринять, и его следующий шаг — пока неясно, что это будет, конфискация, возможно, что-то еще, новое…", - считает Кондратович.
По его мнению, вопрос о компенсациях может быть рассмотрен для тех предприятий, которые зарегистрированы в Литве и "работают честно". Кроме того, он призвал перевозчиков вести переговоры и с белорусской стороной.
"Им также нужно поговорить с белорусской стороной… у них (литовских перевозчиков), вероятно, есть связи, я вижу по источникам, там находится их представительство, аналог, например, Linava. Поэтому им нужно предпринять действия со своей стороны, со стороны бизнеса", — сказал он.
Министр также указал на важность позиции всего ЕС для решения этого вопроса.
Премьер Литвы отмахнулась от требований перевозчиков насчет компенсаций
При этом министр финансов Литвы Криступас Вайтекунас заявил, что правительство в настоящее время не рассматривает возможность выплаты компенсаций литовским перевозчикам. По его словам, перевозчикам стоит оценивать риски при ведении такого бизнеса.
"Риски иногда могут материализоваться и обернуться определенными убытками, а прибыль не всегда достигается… Те, кто выбирает более рискованное направление работы на Востоке… это их бизнес-стратегия, но она неизбежно, вероятно, ведет к большим рискам", - указал он.
Он напомнил, что литовские транспортные компании могут осуществлять перевозки в страны Западной Европы. Так, такие маршруты обслуживают от 80 до 90 процентов перевозчиков балтийской республики.
"Конечно, мы будем поддерживать и защищать наш бизнес, а правительство будет искать и применять контрмеры (против Белоруссии) и помогать в возвращении этих грузовиков", - констатировал Вайтекунас.
Ранее премьер-министр республики Инга Ругинене заявила, что литовские перевозчики должны требовать компенсацию за простой своих грузовиков у Минска. Она также раскритиковала перевозчиков за то, что они до сих пор не могут точно подсчитать, сколько транспортных средств застряло на территории Белоруссии.
При этом президент Linava Эрландас Микенас заявил, что перевозчики могут подать иски и потребовать от Литвы компенсации за понесенные убытки через суд. По его мнению, такие иски были бы перспективными, поскольку правительство "совершает ошибку за ошибкой".
Стало известно, сколько потеряли перевозчики Литвы из-за фур в Белоруссии
Он заявил, что литовские перевозчики потеряли уже почти сто миллионов евро из-за ситуации с фурами. По его данным, в Белоруссии находятся около четырех тысяч транспортных средств, из которых 1250 — грузовики.
При этом Кондратович подчеркивал, что данные литовских учреждений и перевозчиков по застрявшим грузовикам не совпадают, поскольку перевозчики не предоставили номерные знаки всех транспортных средств, застрявших на границе.
По данным МВД, всего на границе остаются около 280 транспортных средств, зарегистрированных в Литве: полуприцепы и тягачи. В то же время таможня Литвы утверждает, что в Белоруссии застряли 185 литовских грузовиков и полуприцепов.
Литва рассмотрит возможность заморозки или конфискации имущества Белоруссии
Как заявлял глава Linava, литовские перевозчики пытаются получить от Белоруссии номерные знаки всех задержанных транспортных средств, чтобы "предотвратить спекуляции" в публичном пространстве. Он надеется, что Международная ассоциация перевозчиков сможет разрешить эту ситуацию, поскольку у нее есть право задавать вопросы таможенным органам каждой страны.

Скандал из-за метеозондов в Литве

В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Этот номер не пройдет: Лукашенко ясно предупредил Литву
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
"У нас нет политической воли": в Литве отказались от переговоров с Минском
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.