"День траура": в Вильнюсе прошла акция протеста литовских перевозчиков

© Sputnik / Владислав Адамовский
Подписаться
Участники акции не скрывают, что рассматривают возможность переноса своего бизнеса за границу из-за бездействия Вильнюса
ВИЛЬНЮС, 10 дек – Sputnik. Национальная ассоциация автоперевозчиков Литвы Linava провела акцию протеста в Вильнюсе из-за ситуации с застрявшими в Белоруссии фурами.
На митинге представители бизнеса призвали власти принять конкретные меры для скорейшего возвращения грузовиков из соседней страны.

Президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Эрландас Микенас
© Sputnik / Владислав Адамовский
Президент Linava Эрландас Микенас подчеркнул, что у перевозчиков сохраняется "мрачное настроение".
"Мне грустно, потому что очень грустно перевозчикам. По сути, их проблемы не решаются, нет никаких решений. И перевозчики не только грустят, но и злятся. Давайте поймем, что на кону стоит бизнес, который строился 20-30 лет", - передают его слова литовские СМИ.
Он обратил внимание на то, что участвующие в протесте грузовики были украшены черными воздушными шарами.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
"Да, это было выбрано символически. Это траур", - отметил он.
Глава Linava сообщил, что перевозчики постоянно поддерживают контакты с представителями правительства, которые общаются с ними в "дружеской манере". В то же время никаких результатов от этого нет.
"Что касается решений, то вариантов много: говорят о помощи Евросоюза, поддержке со стороны американцев. Однако никаких результатов в решении проблемы нет. Для нас, перевозчиков, все варианты приемлемы… А если решений нет, перевозчиков следует информировать, а не оставлять в неведении, и им следует компенсировать убытки: как затраты, так и стоимость грузовиков и полуприцепов", — заявил он.
Участники акции рассказали, что рассматривают возможность переноса своего бизнеса за границу, а также заявили, что у них мало надежды на то, что им удастся вернуть активы, застрявшие на территории Белоруссии.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
В этих условиях они пришли на мирную акцию протеста с целью привлечь внимание властей к кризисной ситуации.
"Транспортные компании — это каста, которая вносит действительно значительную долю в бюджет, насколько мне известно, 14 процентов ВВП (валового внутреннего продукта). Мы не всегда получаем эти деньги с улыбкой. У каждого перевозчика есть дети, семья, и мы отдаем все свое время работе. Грузовик — это лошадь, которая постоянно работает… Для нас это действительно день траура. И те, кто собрался на протест, — лишь очень малая часть", - заявил владелец транспортной компании Валерий.
По его словам, в распоряжении его фирмы находится 35 транспортных средств, а два грузовика и два рефрижератора застряли на территории Белоруссии более месяца назад. Так, стоимость только этих транспортных средств составляет 240 тысяч евро.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
"Я даже не считаю, что мой автомобиль простоял без движения второй месяц, я плачу водителям, оплачиваю парковку и так далее. Кто покроет эти убытки?.. Никакой компенсации не будет, посмотрите, сколько белорусской собственности в Литве. Максимум десять миллионов? Собственность (литовских) перевозчиков, только в Белоруссии стоит от 100 до 120 миллионов евро. Масштаб очевиден. Так за что же государство будет компенсировать (потери)? Почему не говорят о каких-либо компенсационных механизмах? Их просто нет, правительство не хочет этим заниматься", - считает он.
С ним согласен еще один перевозчик Виргиниюс, который оценивает свои убытки из-за ситуации с застрявшими фурами в десятки тысяч евро.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
"Там (в Белоруссии) припаркованы два моих грузовика с двумя рефрижераторами. Цены выросли, работать еще можно, но мы стоим на месте. Сейчас, перед Новым годом, есть только заработок…Я оцениваю убытки в десятки тысяч евро", - указал он.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
Другой бизнесмен Здиславас и вовсе оставил на территории Белоруссии шесть грузовиков и десять полуприцепов общей стоимостью около 250 тысяч евро.
"Один грузовик позволяет нам зарабатывать около десяти тысяч евро в месяц. Это наш актив. А учитывая, что мы уже четыре года находимся в рецессии, вы таких денег не заработаете… Также больно осознавать, что речь идет о 1800 грузовиках, стоящих на стоянках, и о том, что по всей Белоруссии до сих пор разбросаны неконфискованные транспортные средства. Это около четырех тысяч единиц имущества, зарегистрированных в Литве", - подсчитал он.
По его словам, у него мало надежды вернуть активы, застрявшие в Белоруссии. В этих условиях он рассматривает возможность перевода своей компании в Польшу.
"Если представители правительства не согласятся провести встречу с белорусскими представителями на уровне министерств, у меня мало надежды на то, что мы сможем вернуть конфискованное имущество", - признал он.
Здиславас предупредил, что некоторые его знакомые уже пытаются перерегистрировать свои компании в Польше, а также аннулируют литовскую регистрацию транспорта.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
"Бизнес просто уйдет из Литвы. Я не исключаю, что и сам открою свой бизнес. Сейчас мы просто ждем, что произойдет. В конце концов, мы платим так много налогов, если Литва не будет заинтересована, я не исключаю этого", - констатировал он.
Ранее Микенас заявил, что литовские перевозчики потеряли уже почти сто миллионов евро из-за ситуации с фурами, застрявшими в Белоруссии. По его данным, в Белоруссии находятся около четырех тысяч транспортных средств, из которых 1250 — грузовики.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
При этом глава МВД Литвы Владислав Кондратович подчеркнул, что данные литовских учреждений и перевозчиков по застрявшим грузовикам не совпадают, поскольку перевозчики не предоставили номерные знаки всех транспортных средств, застрявших на границе.
Он указал, что всего на границе остаются около 280 транспортных средств, зарегистрированных в Литве: полуприцепы и тягачи. В то же время таможня Литвы утверждает, что в Белоруссии застряли 185 литовских грузовиков и полуприцепов.

Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский
При этом Микенас заявил, что литовские перевозчики пытаются получить от Белоруссии номерные знаки всех задержанных транспортных средств, чтобы "предотвратить спекуляции" в публичном пространстве. Он надеется, что Международная ассоциация перевозчиков сможет разрешить эту ситуацию, поскольку у нее есть право задавать вопросы таможенным органам каждой страны.
Скандал из-за метеозондов в Литве
В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.

