В Литве назвали "истинную причину краха" транспортной отрасли

Литовский предприниматель указал, что за последние четыре года существование ЛЖД обошлось налогоплательщикам примерно в полмиллиарда евро
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 25 окт – Sputnik. Компания "Литовские железные дороги" (ЛЖД) несет убытки из-за решения властей Литвы запретить транзит калийных удобрений белорусского производителя "Беларуськалий" через территорию Литвы и порт Клайпеды, заявил бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" в Клайпеде Игорь Удовицкий.
Он напомнил, что со следующего года транспортная компания LTG Cargo (входит в состав ЛЖД) повысит тарифы на перевозки, что может привести не только к дальнейшей потере грузов, но и к перенаправлению грузооборота из Клайпедского порта в другие порты стран Балтии,

"Об истинной причине краха литовской транспортной отрасли молчат все – и транспортники, и чиновники, и журналисты. Хотя проблема всем известна. До 2022 года группа LTG была успешной и прибыльной…Группа LTG выделяла значительные средства в литовский бюджет, а тариф за доступ к перевозке, хотя и был самым высоким в ЕС, оставался на прежнем уровне и был относительно приемлемым", - указал он.

По его словам, все изменилось после того, как правительство Литвы решило "перенаправить транзит белорусского калия в Россию".
"С 2022 года LTG Infra вместе с LTG Link стали получать значительные субсидии. В сумме с субсидиями LTG Link годовые субсидии значительно превысили 100 миллионов евро прямых трансфертов из литовского бюджета. За последние четыре года существование "национального достояния" – группы LTG – обошлось налогоплательщикам примерно в полмиллиарда евро", - указал он.
Удовицкий подчеркнул, что в условиях роста убытков ЛЖД была вынуждена повышать тарифы

"Тарифы растут — грузов все меньше. Давайте снова повышать тарифы...Грузооборот LTG Cargo в 2021 году - 51,1 миллиона тонн. Калий перенаправлен в Россию. Грузооборот LTG Cargo в 2022 году - 31 миллион тонн. В 2023 году – 27,2 миллиона. Ну, может, снова налоги повысить?", - спрашивает предприниматель.

Ранее представители грузовых компаний пожаловались на повышение железнодорожных тарифов со стороны LTG Cargo, что негативно скажется на работе Клайпедского порта и всей отрасли транспорта и логистики. Так, с 2026 цены на услуги предприятия вырастут на 10-30 процентов, а на некоторые их составляющие — до 57 процентов.
Конечная остановка: в Литве ужаснулись показателям Клайпедского порта
Президент Литовской ассоциации морских экспедиторов (LJKKA) и генеральный директор морской экспедиторской компании Bega Лаймонас Римкус заявил, что поток грузов, перевозимых по железной дороге, и так сокращается, а повышение тарифов еще больше ударит по "Литовским железным дорогам".
Глава морской грузовой компании Klasco Виталиюс Муштукас также предупредил, что повышение тарифов может привести к росту расходов на инфраструктуру для отрасли, стремящейся получить доступ к мировым торговым рынкам через Клайпедский порт, поэтому его компания будет искать другие маршруты.
При этом советник президента балтийской республики Рамунас Дилба заявил, что обсуждать возможность возобновления транзита калийных удобрений белорусского производителя "Беларуськалий" через территорию Литвы и порт Клайпеды не имеет никакого смысла.
В Литве "не видят смысла" говорить о возобновлении транзита "Беларуськалия"
В декабре 2024 года "Беларуськалий" подал полное исковое заявление в рамках международного инвестиционного арбитража против Литвы, требуя компенсации ущерба в размере 12 миллиардов долларов (около 11,8 миллиарда евро) из-за приостановки транзита удобрений.
По словам гендиректора предприятия Андрея Рыбакова, причины обращения связаны "с незаконными действиями Литвы, в результате которых были нарушены права предприятия как иностранного инвестора".
Правительство Литвы в январе 2022 года решило, что договор белорусского предприятия с находящейся в госуправлении литовской железнодорожной группой ЛЖД не отвечает интересам безопасности страны, и дало указание расторгнуть его. Позднее санкции к "Беларуськалию" применил Евросоюз.
"Беларуськалий" переориентировал логистику экспорта из-за санкций Литвы
В результате транзит удобрений "Беларуськалия" от белорусской границы до Клайпедского порта, который продолжался более десяти лет и, согласно контракту, должен был осуществляться до конца 2023 года, прекратился в феврале 2022 года. До тех пор "Терминал насыпных грузов" ежегодно переваливал 11 миллионов тонн продукции "Беларуськалия" на суда в Клайпедском порту.
Депутат Сейма Литвы Айдас Гедвилас указал, что решение о прекращении транзита белорусских калийных удобрений повлекло для Литвы многомиллионные убытки. По его оценке, особенно сильно от этих мер пострадали "Литовские железные дороги" и Клайпедский порт.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.