ВИЛЬНЮС, 28 мая – Sputnik. Литва и 11 стран Северной и Восточной Европы взяли на себя обязательство по укреплению военной мобильности и модернизации стратегической транспортной инфраструктуры на континенте, сообщает Министерство транспорта и коммуникаций.
Соответствующее заявление подписали министры транспорта 12 европейских стран на встрече в Вильнюсе. Оно было принято в ответ на "растущие угрозы безопасности в Европе".
Особое внимание было уделено увеличению финансирования ЕС для укрепления "коридоров военной мобильности".
"Инвестиции в проекты военной мобильности – автомобильные и железные дороги, морские порты и аэропорты, а также другую стратегическую инфраструктуру не только укрепляют обороноспособность, но и способствуют повышению качества, устойчивости и взаимосвязанности всей европейской транспортной системы", - говорится в заявлении.
Министры транспорта "настоятельно рекомендовали" ЕС рассматривать подобные проекты как стратегические и включить их в будущий период финансирования на 2028–2034 годы. Более того, необходимо предусмотреть для них значительно большее финансирование в многолетней финансовой программе.
Министры транспорта стран ЕС на встрече в Вильнюсе
Министр транспорта и коммуникаций Литвы Эугениюс Сабутис призвал европейские страны действовать сообща, укреплять стратегическую транспортную сеть и вкладывать в нее больше средств.
"Транспортная инфраструктура должна быть достаточно мощной, чтобы надежно обслуживать людей каждый день, и в то же время достаточно устойчивой, чтобы выдерживать вызовы военного времени. Это основа нашей коллективной обороны", - указал он.
По его словам, такие масштабные проекты, как Rail Baltica, которые раньше рассматривались в первую очередь как коммерческие, сегодня становятся неотъемлемой частью архитектуры безопасности.
Он напомнил, что после завершения этого проекта поездка по железной дороге из Вильнюса до границы с Польшей будет занимать всего 2,1 часа, из Риги – 3,3 часа, а из Таллина – 5,7 часа, то есть время в пути сократится почти вдвое.
Ранее стало известно, что власти стран Балтии пообещали совместно искать дополнительное европейское финансирование для железнодорожного проекта Rail Baltica, который существенно подорожал.
По словам Сабутиса, этот проект требует дальнейшего финансирования со стороны ЕС после 2027 года, когда закончится текущая инвестиционная программа ЕС. Так, для завершения проекта Rail Baltica к 2030 году балтийским республикам необходимо дополнительно десять миллиардов евро, Литве – четыре миллиарда евро.
Он также подчеркнул, что реализация проекта имеет большое значение для транспортного сообщения, экономического развития и безопасности региона.
Ранее глава компании Rail Baltica statyba Арениюс Яцкус заявил, что сроки реализации железнодорожного проекта в Литве могут сдвинуться из-за существующих рисков. По его словам, целью властей является завершение проекта к 2030 году, однако он может "немного задержаться" до 2032–2033 годов.
В этих условиях Яцкус призвал обеспечить финансирование работ, запланированных на 2027 год, поскольку у Литвы нет возможности подавать новые заявки в ЕК до 2028 года.
Магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 870 километров, должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Железная дорога будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой планирует завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшаву. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.