ВИЛЬНЮС, 9 янв – Sputnik. Темпы строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica снизились из-за высокой инфляции в Литве, Латвии и Эстонии, сообщают западные СМИ.
По данным журналистов, с момента начала строительства проекта в 2010 году прогнозируемые расходы резко возросли с 5,8 миллиарда евро до 15,3 миллиарда. Так, по состоянию на октябрь прошлого года общий дефицит бюджета на строительство составляет десять миллиардов евро.
В этих условиях власти балтийских республик были вынуждены сдвинуть срок завершения строительства железнодорожной магистрали с 2026 на 2030 год.
"Сама эта дата также не гарантирована, поскольку у Rail Baltica все еще есть дефицит финансирования, и неизвестно, откуда оно возьмется", - говорится в статье.
В условиях "настолько медленного прогресса" Центр восточноевропейских исследований в Польше назвал этот проект "низкоскоростной железной дорогой".
"Главным виновником задержки является инфляция, темпы которой в последние годы в странах Балтии превышали 20 процентов", - уверяют журналисты.
Более того, считают авторы статьи, некоторые отрезки Rail Baltica не получится реализовать "в полной мере", даже если на строительство проекта будет выделено больше денег.
"К сожалению, растущие бюджеты — это скорее правило, чем исключение, когда речь идет о железнодорожных проектах", - заявил доцент кафедры будущих транспортных систем в университете Бирмингема Марсело Блюменфельд.
По его словам, необходимость корректировки проекта или других технических требований достаточно высока. Кроме того, высокоскоростные железные дороги обязательно требуют электрифицированных линий достаточной мощности, что само по себе требует строительства новой инфраструктуры.
При этом экс-командующий армией США в Европе Бен Ходжес подчеркивает военную необходимость в постройке Rail Baltica, которая может являться "сдерживающим фактором".
"Речь идет о демонстрации того, что силы НАТО могут двигаться так же быстро или даже быстрее, чем российские силы. Прежде чем начнется реальный кризис, мы хотим иметь возможность перебрасывать тяжелую технику и боеприпасы, мы также хотим подать им сигнал не совершать ужасную ошибку, потому что мы готовы", - считает он.
Проблемы со строительством Rail Baltica
Ранее руководителя отдела коммуникаций проекта Rail Baltica Прийт Пруул в интервью западным СМИ сообщил, что железнодорожный проект Rail Baltica станет основой транспортных перевозок НАТО. По его словам, постройка этой железнодорожной магистрали сократит время перевозки войск и военной техники из центра Европы к границе с РФ с недели до 24 часов.
При этом президент Литвы Гитанас Науседа признал, что железнодорожный проект Rail Baltica реализуется медленнее, чем планировалось. Он подчеркнул, что постройка этой железной дороги не только облегчит передвижение людей или грузов, но и будет способствовать военной мобильности, позволит быстрее и эффективнее перевозить военную технику.
В этих условиях генеральный директор транспортной компании LTG Infra Витис Жалимас заявил, что балтийской республике нужны "нестандартные решения" для финансирования этого железнодорожного проекта. По его мнению, заимствования на международных рынках являются одним из выходов из этой ситуации.
Однако литовский политик Томас Руткаускас заявил, что финансовое бремя Rail Baltica неизбежно ляжет на плечи всех граждан республики.
По его словам, для постройки железной дороги власти могут повысить налоги или же просто сократить финансирование социальной сферы. Кроме того, жителям Литвы уже сейчас нанесен "реальный материальный и нематериальный ущерб" одними лишь заявлениями властей о том, что их имущество может быть изъято ради постройки Rail Baltica.
Бывший министр сообщения Латвии Янис Витенбергс и вовсе признал, что Литва, Латвия и Эстония не смогут реализовать железнодорожный проект Rail Baltica только за счет своих государственных бюджетов. В этих условиях он не понимает, почему власти стран Балтии не работают над решением этой проблемы с Еврокомиссией.
Магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 870 километров, должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Железная дорога будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой планирует завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшаву. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.