В Литве ищут "нестандартные решения" для финансирования Rail Baltica

© Photo : Lietuvos geležinkeliaiРельсы для строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica в Литве
Рельсы для строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica в Литве - Sputnik Литва, 1920, 14.12.2024
Подписаться
Жалимас признал, что в настоящее время строительство железнодорожной магистрали "застревает"
ВИЛЬНЮС, 14 дек – Sputnik. Литве нужны "нестандартные решения" для финансирования железнодорожного проекта Rail Baltica, заявил генеральный директор компании LTG Infra Витис Жалимас.
Эксперты предупреждают, что уже через пару лет для продолжения строительства железнодорожной магистрали придется брать кредиты или искать деньги в бюджете, поскольку программа финансирования со стороны Европейского союза подходит к концу. В этих условиях страны Балтии будут вынуждены искать деньги не только в своих собственных бюджетах, но и занимать их за рубежом.
Генеральный директор группы "Литовские железные дороги" Эгидиюс Лазаускас заявил, что деньги нуждо искать в специальных фондах ЕС.

"Существует вопрос финансирования. Нет никаких европейских инструментов, доступных для финансирования этого проекта на период с 2026 по 2027 год…Мы рассматривали промежуточное финансирование - либо из Фонда сплочения ЕС, либо из RRF (Фонд восстановления и повышения устойчивости Евросоюза. — Sputnik)", - передают его слова литовские СМИ.

Комитет по европейским делам Сейма Литвы также обсуждает, где следует брать кредиты на проект Rail Baltica. По словам Жалимаса, этот вопрос потребует "нестандартных решений".
"Бюджет ограничен, и мы прекрасно понимаем, что здесь нужны нестандартные решения. Деньги на рынках капитала есть, и их много. Я бы сказал, что здесь необходимо сконструировать какое-то нестандартное решение, чтобы удовлетворить финансовые потребности этого миллиардного проекта", - сказал он.
По его словам, заимствования на международных рынках являются одним из выходов из этой ситуации. При этом Лазаускас подчеркивает необходимость "найти наиболее подходящий путь" в вопросе финансирования Rail Baltica.

"Есть фонды сплочения, есть вопросы военной мобильности. Одно из назначений Rail Baltica – это перевозка военной техники. Это не секрет. Именно поэтому проект в определенной степени стал дороже, потому что нагрузки больше, насыпи надо строить разные, и требования совсем другие. Здесь есть ряд возможностей для финансирования, которые никуда не денутся. Вопрос в том, сколько и кто должен брать взаймы, чтобы иметь возможность выжить в этот период", - указал он.

По его мнению, тот факт, что Rail Baltica планируется сделать "важной осью" для перемещения военной техники, может облегчить поиск финансирования для проекта. Так, с госгарантиями можно будет более уверенно брать кредиты на военные цели.

В проекте до сих пор не использовано 1,6 миллиарда евро

При этом заместитель министра транспорта Лорета Маскалевене заявила, что самая большая "головная боль" для властей - это настоящее, поскольку в проекте до сих пор не использовано 1,6 миллиарда евро.
"Rail Baltica в настоящее время располагает более чем 1,6 миллиарда евро. Мы потратили совсем немного из той суммы, поэтому главная задача сейчас — это скорость и темпы инвестиций. Демонстрация прогресса - единственное, что поможет нам в переговорах по новой финансовой перспективе, это демонстрация зрелости проекта. Это означает увеличение скорости. Пока что мы не можем этого сделать, поскольку 1,6 миллиарда евро на столе, но они еще не использованы", - заявила она.
Маскалевене также указала, что Литве придется брать в долг для строительства Rail Baltica.

"По моему опыту, такие крупные проекты невозможны без дополнительного финансирования со стороны финансового рынка. Поэтому, конечно, нам придется искать дополнительные (источники финансирования. — Sputnik). Но финансовые рынки и банки финансируют проекты, которые окупаются", — признала она.

По ее словам, самая большая проблема — это 2027 год, когда не будет ясно, кто продолжит оплачивать строительство.
При этом Жалимас признает, что с такой скоростью реализации Rail Baltica "может быть все что угодно", поскольку в настоящее время "проект застревает". Так, проектирование идет медленно, не хватает специалистов и компетенций.
"На данный момент отсутствие компетенций в области проектирования является большой проблемой", - констатировал он.
Ранее президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что страны Балтии должны добиваться дальнейшей помощи ЕС для строительства железнодорожного проекта Rail Baltica. По его словам, этот железнодорожный проект является ключевым проектом военной мобильности и связующим звеном между странами региона. Он также указал, что его завершение к 2030 году является задачей первостепенной важности.
При этом спикер Сейма Литвы Саулюс Сквернялис прямо заявил, что замедление реализации проекта Rail Baltica и значительный рост его стоимости во многом связаны с решением других стран Балтии инвестировать в первую очередь в станции, а не в железнодорожные пути.
Президенты Эстонии, Литвы и Латвии Алар Карис, Гитанас Науседа и Эдгарс Ринкевичс - Sputnik Литва, 1920, 06.12.2024
Глава Литвы призвал страны Балтии добиться от ЕС денег для Rail Baltica
По его словам, если вначале реализация проекта застопорилась из-за отсутствия связи с Еврокомиссией, то сегодня это происходит из-за "неадекватных решений", принятых остальными странами Балтии.
Бывший министр сообщения Латвии Янис Витенбергс и вовсе признал, что Литва, Латвия и Эстония не смогут реализовать железнодорожный проект Rail Baltica только за счет своих государственных бюджетов. В этих условиях он не понимает, почему власти стран Балтии не работают над решением этой проблемы с Еврокомиссией.
Магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 870 километров, должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Железная дорога будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Рельсы для строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica в Литве - Sputnik Литва, 1920, 12.12.2024
В Литву привезли более двух тысяч тонн рельсов для участка Rail Baltica
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой планирует завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшаву. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0