ВИЛЬНЮС, 11 июн – Sputnik. Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис призвал государственную группу компаний "Литовские железные дороги" (ЛЖД) ускорить строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica, чтобы не потерять финансирование ЕС.
Об этом сообщает пресс-служба Минтранса балтийской республики.
Как отметили в ведомстве, из-за недостаточной скорости работ и риска того, что часть выделенных Евросоюзом на проект средств не будет использована до конца этого года, министр поручил правлению ЛЖД до 1 июля представить план управления рисками.
"Существующая геополитическая ситуация побуждает быстрее интегрироваться в европейскую железнодорожную сеть, повышать качество и пропускную способность инфраструктуры, однако основные железнодорожные проекты сегодня запаздывают, причем некоторые серьезно. Я призываю руководство ЛЖД серьезно и ответственно взглянуть на ситуацию и немедленно принять меры по управлению рисками и ускорению работ", — заявил Скуодис.
В Минтрансе уверяют, что неоднократно информировали руководство ЛЖД о риске неиспользования части средств ЕС, выделенных на Rail Baltcia, и о необходимости до конца этого года завершить строительство железной дороги европейской колеи до Паневежиса.
Из-за задержки запланированной реализации проекта Rail Baltica министерство видит угрозу потери части средств ЕС, предназначенных для проекта. Ответственность за такую ситуацию лежит на ответственных за реализацию таких проектов в республике "Литовских железных дорогах" — их руководителях и правлении.
"В случае задержек компания должна будет покрыть возможную потерю финансирования ЕС, большая часть которого предназначена для строительства железнодорожного моста через Нерис", — отметили в Минтрансе.
Сейм хочет упростить изъятие земли для Rail Baltica
Во вторник, 11 июня, после обсуждения Сейм одобрил инициированный депутатом Казисом Старкявичюсом проект закона, позволяющий упростить изъятие земли для железнодорожного проекта Rail Baltica.
После обсуждения за законопроект проголосовали 111 членов Сейма, четверо воздержались, проголосовавших против не было. Для того чтобы проект был принят, Сейму придется проголосовать еще раз.
Согласно проекту Закона об изъятии земли для общественных нужд ответственные государственные учреждения получат право покупать земельные участки, запланированные в специальном плане, не дожидаясь официального утверждения изъятия земли для государственных нужд и завершения этой процедуры.
Утверждается, что все действия, связанные с приобретением и переустройством частной земли, будут осуществляться с согласия владельца земельного участка.
Предполагается, что принятие законопроекта обеспечит своевременное достижение целей проекта Rail Baltica.
Однако ранее в Вильнюсе состоялся пикет против строительства Rail Baltic. Так, участники протестной акции были недовольны тем, что в ходе реализации проекта железнодорожной магистрали власти выкупят частные земли и снесут дома жителей Паневежского района, о чем не было сообщено заранее. По их словам, реализация проекта обезобразит город Паневежис.
Строительство Rail Baltica
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Примерные сроки открытия магистрали постоянно смещаются на все более поздние. По оценкам специалистов, инфраструктурный проект может быть реализован к 2030-му.
При этом наиболее серьезные проблемы со строительством Rail Baltica среди стран Балтии наблюдаются в Латвии, власти которой не могут найти деньги на строительство этого объекта. Так, депутат Сейма Латвии Айнарс Шлесерс заявил, что ряд неправильных решений и плохой контроль Латвии над всем этим проектом привел к его резкому удорожанию. Он призвал министра сообщений балтийской республики Каспарса Бришкенса объяснить жителям страны, кто виноват в этой ситуации и где власти планируют найти еще пять-шесть миллиардов евро на строительство.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.