Запрет Литвы на высадку из поездов ущемляет граждан РФ, считает сенатор
Российский сенатор отметил, что новые ограничения от литовских властей минимально отразятся на жителях Калининградской области
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 23 фев – Sputnik. Запрет властей Литвы на высадку пассажиров российских поездов на железнодорожных станциях "Кена" и "Кибартай" нарушает международное право и нормы Евросоюза, заявил сенатор от Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.
Правительство Литвы приняло решение с 1 марта закрыть погранпункты "Лаворишкес" и "Райгардас" на границе с Белоруссией, а также запретить посадку и высадку пассажиров из поездов, следующих транзитом через ее территорию в Калининград. При этом власти Литвы объясняют свои действия "интересами национальной безопасности", а также борьбой с контрабандой и нарушениями санкций.
"Это вопиющее нарушение не только международного права, но и внутренних норм Европейского союза. Абсолютно очевидно, что прикрытие решением вопросов безопасности, о котором говорят литовские власти, не может скрыть того, что это очередная попытка, во-первых, ущемить интересы граждан России, а во-вторых, лишний раз обратить внимание на Литву и ее позицию в отношении Российской Федерации", — передает слова сенатора ТАСС.
Шендерюк-Жидков отметил, что новые ограничения от литовских властей минимально отразятся на жителях Калининградской области. Так, они коснутся лишь тех пассажиров, которые имели вид на жительство в ЕС, а также пользовались российскими поездами для того, чтобы доехать до Литвы.
"Большинство жителей области уже давно не пользуются поездами для поездок в Литву, этим пользовались только те, у кого есть вид на жительство в ЕС, но и они в большинстве сейчас скорее используют для этих целей автотранспорт…" — отметил он.
По его словам, последние несколько лет жители области практически не используют границу с Литвой и Польшей для выезда в ЕС, тогда как сам Калининград стал для жителей Европы "каналом для въезда в Россию".
Сенатор и вовсе считает, что теперь транзитная поездка на поезде через Калининград в Москву может стать "более удобной" для жителей российского региона.
"В поездах просто будет больше мест, потому что люди, которые покупали билеты до Москвы, а выходили в Кибартае, больше этими поездами не поедут, соответственно, увеличится количество мест для тех, кому нужно поехать в Москву", — указал Шендерюк-Жидков.
Он также отметил, что участок железной дороги в Литве, по которому идет движение российских поездов, в основном используется для нужд этого транзита. По его мнению, нужно задуматься над тем, чтобы российские поезда вообще не делали никаких остановок на территории балтийской республики.
"Очередная провокация Литвы в целом должна побудить нас подумать, а стоит вообще ли останавливать поезд, следующий транзитом в Калининград, на литовской территории", — указал сенатор.
Он также обратил внимание на решение властей Литвы закрыть пункты пропуска "Лаворишкес" и "Райгардас" на границе с Белоруссией.
"Я не думаю, что это будет полномасштабное закрытие и литовцы все-таки будут исполнять требование ЕС о калининградском транзите. Но вполне возможно, что это будут ограничения, которые отрицательно скажутся на калининградском транзите", — признал он.
По его словам, калининградский бизнес уже перестроился на доставку грузов с помощью морского транспорта, из-за чего недавнее решение властей Литвы является "скорее политическим действием" и не может грозить "каким-то потенциальным ущербом" для региона.
Ранее пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков назвал очередным проявлением русофобии решение властей Литвы запретить посадку и высадку пассажиров российских поездов на железнодорожных станциях "Кена" и "Кибартай".
По его словам, власти балтийской республики "уже поступились даже правилами ЕС в своих стремлениях выслужиться перед своими заокеанскими хозяевами".
Проблемы с транзитом в Калининград возникли летом 2022 года, когда Вильнюс запретил перевозку подсанкционных грузов через свою территорию, нарушив постановление ЕС. Эти ограничения распространялись на стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь и другие товары.
Позднее Евросоюз представил разъяснения, которые запрещали автотранспортный транзит в регион, однако разрешали перевозки по железной дороге при обеспечении должного контроля. Кроме того, были введены специальные квоты на железнодорожную перевозку подсанкционных товаров. Так, перевозимый объем этих грузов за год не должен превышать среднего объема за последние три года.
Для организации беспрепятственных перевозок грузов российская сторона использует морской путь через Балтику.
При этом губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что ущерб от ограничений сухопутного транзита в российский регион через Литву составляет почти два миллиарда рублей в год.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.