Грузооборот главных портов Латвии рухнул в прошлом году
Наибольшие объемы падения демонстрирует перевалка наливных грузов, а также ископаемых энергоресурсов
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 16 янв – Sputnik. Перевалка грузов в Рижском и Вентспилсском портах Латвии в 2023 году обвалилась более чем на 20 процентов,
сообщает издание Baltijas Balss.
В прошлом году в Рижском порту было перевалено 18794 миллиона тонн грузов, что на 20,1 процента меньше, чем в 2022-м, когда его общий грузооборот составил 23,52 миллиона тонн. По объемам грузооборота Рижский порт является крупнейшим в Латвии.
Больше всего было перевалено сыпучих грузов — 10,22 миллиона тонн (падение на 29,5 процента по сравнению с 2022 годом). Перевалка генеральных грузов составила 7,728 миллиона тонн (рост на 2,4 процента), контейнерных — 5,108 миллиона тонн (рост на 9,8 процента).
При этом наибольшее падение наблюдается в перевалке наливных грузов. Так, за 2023 год было перевалено всего 846,2 тысячи тонн (на 42,4 процента меньше, чем в 2022-м).
Через порт также прошло 3,261 миллиона тонн зерна и зерновых продуктов (рост на 23,1 процента), 2,337 миллиона тонн лесоматериалов (падение на 12,4 процента), 1,396 миллиона тонн древесных гранул (падение на 14,9 процента), а также 846 тысяч тонн древесной щепы (аналогично 2022 году) и 730,4 тысячи тонн щебня (рост на 27,1 процента).
Перевалка угля обвалилась на 73,2 процента и составила 1,379 миллиона тонн, тогда как перевалка нефтепродуктов упала на 45,6 процента до 734,1 тысячи тонн.
При этом через терминалы Вентспилсского порта в прошлом году было перевалено 10,4 миллиона тонн грузов — на 29,3 процента меньше, чем в 2022-м, когда его общий грузооборот составил 14,746 миллиона тонн грузов. Вентспилсский порт является вторым портом Латвии по величине грузооборота.
Представители порта отметили, что в 2023-м серьезно сократились объемы перевалки ископаемых энергоресурсов, особенно нефтепродуктов. Перевалка сыпучих грузов упала на 6,7 процента по сравнению с 2022 годом и составила 4,8 миллиона тонн. Третьей по величине группой грузов стали грузы ро-ро — 1,8 миллиона тонн, их было перевалено на 23,4 процента меньше, чем в 2022-м.
В порту также отметили, что еще десять лет назад до 80-90 процентов грузооборота состояло в основном из транзита энергоресурсов из России, тогда как в настоящее время наибольший удельный вес транзитных грузов поступает из Казахстана. Кроме того, грузы стран Балтии составляют более половины общего грузооборота порта.
Всего в прошлом году в порт зашло 1148 грузовых судов, в том числе 174 танкера и 974 сухогруза. Так, именно с портовыми сборами с прибывающих в порт судов и связана большая часть доходов управления Вентспилсского порта. При этом сокращение объема грузов напрямую влияет на его бюджет и перспективы реализации различных проектов.
Заместитель управляющего Вентспилсского порта Игорь Удодов отметил, что с середины прошлого века латвийский порт в основном занимался транзитом ископаемых ресурсов. При этом в настоящее время его хотят превратить в "порт перевалки грузов с акцентом на возобновляемые энергоресурсы".
"Это направление будущего, в которое мы смотрим, но его не достичь за один день. Одновременно порт является живым организмом и важной движущей силой латвийской экономики в сфере экспорта и импорта товаров и сырья, а также важным элементом государственной безопасности", — заявил он.
Ранее член правления латвийской ассоциации стивидорных компаний Янис Касалис призвал не вводить санкции против транзита российского зерна, поскольку они могут подорвать транзитную отрасль и экономику Латвии.
По его словам, транзит зерна является важной и значимой частью экономики Латвии. Он также отметил, что без дополнительных объемов транзита некоторые латвийские терминалы просто не смогут существовать. По его оценкам, запрет на транзит российского зерна может поставить под угрозу чуть более семи тысяч рабочих мест.
На фоне антироссийских санкций, закрытия восточных рынков и перебоев в цепочках поставок серьезно пострадал транспортный сектор стран Балтии. Так, в Литве, Латвии и Эстонии фиксируется падение железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок.
Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, власти балтийских республик продолжают поддерживать санкции и лишь настаивают на их усилении. Обозреватель Николай Ульянов считает, что из-за этих действий страны Балтии лишаются своего конкурентного преимущества в виде транспортной инфраструктуры и логистики, тогда как падение объема грузоперевозок оказывает серьезное воздействие на благосостояние значительной части местного населения.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов также отметил, что Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое из-за драматического снижения объемов транзитного товаропотока. По его словам, санкции, которые ввели страны Балтии, бьют по ним самим. При этом они "в самоубийственном раже" только продолжают наращивать недружественные шаги по отношению к России.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.