"Подождем и потерпим": главный порт Эстонии не может заменить транзит из РФ

В порту Таллина считают, что значительное падение грузооборота в прошлом году связано с тем, что транзит российских грузов в страну полностью прекратился
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 11 янв – Sputnik. Таллинский порт не может полностью заменить российский транзит в краткосрочной перспективе, заявил председатель правления Таллинского порта Валдо Калма.
Из-за санкций против России и Белоруссии, а также общего экономического спада в Эстонии грузооборот столичного порта в 2023 году по сравнению с 2022-м сократился на пять миллионов тонн (на 29 процентов) и составил 12,6 миллиона тонн. Примечательно, что рекордный грузооборот в Таллинском порту был зафиксирован в 2006 году, когда он превысил 41 миллион тонн.
Грузоперевозки по железным дорогам Эстонии за 15 лет обвалились в 7,5 раза
По мнению Калма, значительное падение портового грузооборота лишь показывает, что транзит российских грузов полностью прекратился. Кроме того, на показатели порта повлиял и спад эстонского экспорта.

"Речь идет о снижении экспорта продукции обрабатывающей промышленности, которое затем влияет на снижение объемов [перевозки] контейнеров и грузового транспорта, так называемых грузов ро-ро", — передает его слова портал ERR.

Председатель правления Таллинского порта отметил, что в этих условия многие компании ищут новые возможности для бизнеса и пытаются перейти в другие товарные группы. Так, потерю транзита в долгосрочной перспективе может заменить коридор Север — Юг, для которого необходимо завершение строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica.

"То есть там есть надежда на пять-шесть миллионов тонн (грузоперевозок в год. — Sputnik). Это очень большой объем, поэтому в какой-то момент (российский транзит. — Sputnik) может быть замещен в долгосрочной перспективе, но точно не в краткосрочной, и уж точно не наливными грузами", — указал он.

Экономический аналитик банка SEB Михкель Нестор отметил, что основными торговыми партнерами Эстонии являются скандинавские страны, в которых экономическая конъюнктура явно слабее, чем в других странах Европы.

"Мы подождем и потерпим, перспектива такая. В частности, что касается ситуации с экспортом, то там, вероятно, не произойдет быстрых изменений", — заявил он.

По его словам, падение экспорта также отразилось и на занятости в стране. Так, она снизилась именно в тех секторах, которые связаны с экспортом, — обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и сельском хозяйстве.
Ранее стало известно, что за прошлый год в эстонские порты зашли 7026 судов, что на 1,5 процента меньше, чем в 2022-м.
Грузы из стран Балтии уплыли в порты России
Логистический сектор Эстонии после начала конфликта на Украине столкнулся с серьезными трудностями и "быстро утратил перспективы развития". Из-за остановки товарообмена с Россией потеряны сотни рабочих мест. Самые большие сокращения прошли на предприятиях, занимающихся транзитом нефти и железнодорожными перевозками.
При этом глава Министерства климата Кристен Михал рассчитывает, что создание логистических цепочек для экспорта украинского зерна через Эстонию может восстановить рабочие места, потерянные после прекращения транзита грузов из РФ.
На фоне антироссийских санкций, закрытия восточных рынков и перебоев в цепочках поставок серьезно пострадал транспортный сектор стран Балтии. В Литве, Латвии и Эстонии фиксируется падение железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок.
В Эстонии придумали, чем заменить спасавший порты транзит российских грузов
Так, аналитик Департамента статистики Ану Айнсаар заявила, что объем грузоперевозок по железной дороге Эстонии обвалился на 60 процентов по сравнению с периодом до начала конфликта на Украине. По ее словам, больше всего сократились перевозки продукции химической промышленности, в том числе удобрений.
Кроме того, серьезные сокращения наблюдается в сфере транзитных грузоперевозок. Они обвалились с двух миллионов тонн в третьем квартале 2021-го до 0,36 миллиона тонн в третьем квартале этого года.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов также отметил, что Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое из-за драматического снижения объемов транзитного товаропотока. По его словам, санкции, которые ввели страны Балтии, бьют по ним самим. При этом они "в самоубийственном раже" только продолжают наращивать недружественные шаги по отношению к России.
Эстонская железная дорога потеряла 60 процентов грузоперевозок
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.