Стало известно, как изменились покупательские привычки жителей Литвы
По данным опроса, потребители стали привыкать к покупкам через интернет, а рост инфляции заставил их чаще экономить и искать акции
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 17 дек – Sputnik. Жители Литвы все меньше полагаются на онлайн-предложения и избегают спонтанных покупок, показывают данные опроса банка Citadele.
Так, исследование, проведенное по инициативе платежной системы Klix, показывает, что потребители в Литве обычно делают покупки два или три раза в месяц. Менеджер по развитию Klix Андрюс Болшайтис отметил, что по сравнению с другими странами Балтии литовцы совершают больше всего покупок.
Кроме того, 13 процентов литовцев покупают раз в неделю, что также является самым высоким показателем по сравнению с другими балтийскими республиками.
"Похоже, что на изменения в потребительском шопинге в последние годы повлиял целый ряд факторов: пандемия и быстрый темп жизни привели к тому, что потребители стали привыкать к покупкам через интернет, а рост инфляции заставил их чаще экономить и искать акции", — указал он.
Исследование, проведенное по инициативе агентства медиапланирования BPN Intense, также показало, что чаще всего, то есть каждую неделю, покупают продукты питания и повседневные товары, а лекарства и косметические средства — не реже одного раза в месяц. Электроника и бытовая техника не приобретаются спонтанно, их покупка планируется раньше всего.
По данным опроса, 40 процентов литовцев принимают решение о покупке электроники и бытовой техники в течение одного-трех месяцев, 31 процент — за одну-три недели, а 21 процент — за четыре-шесть месяцев.
Также увеличилось количество продуманных покупок и покупок конкретных брендов. Этот показатель вырос с 54 процентов в 2019 году до 61 процента в 2022-м. При этом только девять процентов населения заявили, что не испытывали потребности в конкретном товаре и не планировали его покупку, однако решили его купить, увидев выгодное предложение.
Руководитель BPN Intense Линас Шяуткулис отметил, что зачастую люди начинают активно искать товар как минимум за месяц до покупки. Так, они не только более ответственно оценивают необходимость в том или ином продукте, но и дополнительно ищут информацию о нем в интернете. Кроме того, наибольшей популярностью пользуется реклама бренда на телевидении, национальных и крупных новостных порталах.
"Первым и самым частым каналом поиска информации является интернет. За две-три недели до покупки литовцы обычно просматривают сайт бренда, ищут отзывы потребителей и экспертов, сравнивают товар с другими", — указал он.
Около 39 процентов совершили свою последнюю покупку именно в интернете, тогда как до пандемии COVID-19 таких опрошенных насчитывалось всего 25 процентов. Более того, после пандемии число онлайн-покупок одежды, лекарств, товаров для здоровья, продуктов питания и товаров повседневного спроса увеличилось более чем в два раза.
Эксперт отмечает, что дополнительную ценность шопингу придает возможность забрать заказанные онлайн товары в физических магазинах. Например, исследование показало, что треть всех заказов бытовой техники и электроники, сделанных онлайн, забирают в магазине. Другая часть предпочитает получать товары на дому или в почтовых отделениях.
"До 69 процентов молодых людей в возрасте 16–24 лет совершают покупки в физических магазинах, но большинство из них принимают решение о покупке только после предварительного изучения товара в интернете. Привлекательные предложения, как в коммуникации, так и в физической розничной торговле, воспитывают покупателя будущего", — заявил Шяуткулис.
По мнению экономиста банка Citadele Александра Изгородина, четвертый квартал этого года литовский рынок розничной торговли начал на позитивной ноте: объем розничных продаж был на 1,2 процента выше, чем в октябре 2022 года, без учета продаж автомобилей. Так, это первое увеличение объемов розничных продаж за весь этот год.
Например, продажи IT-товаров, ювелирных изделий и товаров для отдыха в октябре были на 4,8 процента выше, чем за тот же период 2022 года. На этот рост могли повлиять замедление инфляции, рост зарплат, а также улучшение финансовых ожиданий литовских потребителей.
Исследование было проведено в сентябре этого года. Было опрошено 500 человек из Литвы, Латвии и Эстонии в возрасте от 18 до 74 лет, которые делали онлайн-покупки за последний месяц.
Исследование поведения литовских покупателей было проведено в июне 2022 года Norstat для BPN Intense. За месяц было опрошено три тысячи респондентов в возрасте от 15 до 74 лет.
Ранее стало известно, что в октябре объемы розничной торговли в Литве сократились меньше, чем в среднем по Евросоюзу. Данные агентства Eurostat показывают, что за год этот показатель снизился на 0,6 процента по сравнению с октябрем прошлого года, в то время как в целом по ЕС розничная торговля упала на 0,9 процента.
На фоне конфликта на Украине, разрыва отношений с Москвой и Минском, а также перебоев с поставками в Литве уже на протяжении долгого времени сохраняются высокие цены на продукты питания, электроэнергию, топливо. В связи с этим жители и предприятия стараются экономить, справляться с ростом цен, а также сокращать потребление.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.