"Отмирает неудержимо": общественный транспорт Литвы — на грани коллапса
Часть депутатов активно призывают возродить практически разрушенный общественный транспорт и рассмотреть новые проекты в этой сфере, например социальные такси
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 2 дек – Sputnik. Снижение числа маршрутов междугороднего пассажирского транспорта в Литве усиливает отчуждение жителей и имеет негативные последствия для наиболее уязвимых групп населения, считают депутаты Сейма от демократического союза "Во имя Литвы" (Vardan Lietuvos).
Так, представители фракции обратились к министру транспорта Литвы Марюсу Скуодису с просьбой объяснить, почему с 2018 по 2023 год число маршрутов междугороднего пассажирского транспорта сократилось вдвое, а треть — была вовсе отменена.
"Невозможно снизить отчуждение населения региона, продолжая текущую транспортную политику, которая проводится уже несколько десятилетий. Региональные автобусные маршруты и рейсы отмирают тихо, но неудержимо, а вместе с ними исчезает и возможность жителей добираться до медицинских и государственных учреждений, расположенных в центре региона, а также на работу или досуговые мероприятия", — отметил депутат Сейма Томас Томилинас.
По его словам, возрождение общественного транспорта и улучшение транспортной доступности регионов должны стать предметом широкого политического соглашения, поскольку текущая ситуация лишь ввергает население регионов в отчуждение, снижает их мобильность и затрудняет доступ к основным услугам.
Он отметил, что в условиях сокращения числа предоставляемых услуг в регионах, местным жителям часто приходится ездить в более крупные города, поэтому охват и частоту движения общественного транспорта следует только увеличивать.
"…Для решения проблем необходимы политическая воля и инициатива. Общественные услуги, необходимые населению, нельзя взвешивать исключительно по шкале "экономической эффективности", при необходимости государство должно обеспечивать мобильность населения за свой счет", — указал он.
Литовский парламентарий отметил, что в других странах невыгодные, но важные маршруты часто субсидируются, чтобы обеспечить людям удобное сообщение с крупными городами и региональными центрами. Так, выплачивая фиксированную субсидию за каждый километр, государство может установить "справедливую" цену на поездки и обеспечить комфорт пассажиров.
По мнению члена Сейма, об удобном сообщении можно говорить лишь в том случае, если у людей есть возможность добираться до работы, медицинских или других общественных учреждений утром и возвращаться домой днем или вечером.
"Удобный общественный транспорт — это гораздо больше, чем просто средство передвижения. Подавляющее большинство пассажиров автобусов и троллейбусов — это женщины, пожилые люди или дети. Другими словами, это те группы населения, которые, как правило, обладают меньшей социальной властью, острее ощущают неравенство и более уязвимы. У мужчин в Литве может не быть еды и одежды, но у них обязательно есть машина", — считает Томилинас.
Он отметил, что для фундаментальных изменений в сфере пассажирских перевозок будет необходимо, чтобы граждане оказывали большее давление на лиц, принимающих решения, и требовали от них четкого плана действий.
"Нам необходимо развивать общественный транспорт, обеспечивать удобное сообщение с крупными городами и способствовать мобильности неводящего населения. Для этого необходимо не только возродить практически разрушенный общественный транспорт, но и рассмотреть возможность субсидирования поездок и маршрутов, использовать опыт других стран и попробовать инновационные решения, такие как социальное такси", — констатировал депутат.
Ранее министра транспорта Литвы раскритиковали за "провал" электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте, тогда как источники финансирования только сокращаются. Так, депутат Сейма от Социал-демократической партии Литвы Гинтаутас Палуцкас отметил, что из-за деятельности министра в стране возник кризис междугороднего автобусного сообщения, когда были ликвидированы 22 важных для населения маршрута.
Так, в течение 2023 года рынок междугородних перевозок лишился пятерых перевозчиков. По мнению Палуцкаса, в этом также виноват Скуодис и его "опрометчивые решения". Он отметил, что министр имел "неоправданные надежды" на развитие конкуренции. При этом из-за поправок перевозчикам стало слишком дорого организовывать менее прибыльные маршруты, и они ушли.
Кроме того, в Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков Linava также предупреждают, что в связи с увеличением в Литве налога за пользование дорогами могут значительно подорожать пассажирские билеты. В организации уверены, что перевозчики даже не понимают, за что будут платить. По словам генерального секретаря Linava Зенонаса Буйвидаса, решение повысить дорожный сбор, когда мало что было сделано для инфраструктуры на дорогах страны, несправедливо.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.