ВИЛЬНЮС, 17 ноя – Sputnik. Бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Birių kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий заявил, что разрыв Литвой договора о железнодорожном транзите удобрений из Белоруссии в Клайпедский морской порт является нарушением международного права, а также законов самой балтийской республики.
"Никакое решение правительства Литвы не отменяет обязательств по международным соглашениям Литвы, ссылки на интересы национальной безопасности также не являются исключением", — написал Удовицкий в соцсетях.
Бизнесмен напомнил, что, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, к которой Литва присоединилась в 1992 году, "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Также в конвенции сказано, что участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
"Литва обязана исполнять международные соглашения, и никакие внутренние законы и решения Литвы не могут являться основанием для неисполнения международных договоров", — отметил Удовицкий.
Кроме того, бизнесмен привел выдержки из Закона Литвы о международных договорах от 22 июня 1999 года, в котором сказано, что такие договоры имеют приоритет над теми соглашениями, которые республика ратифицировала позже.
Также он отметил, что имеется ряд двусторонних соглашений между Литвой и Белоруссией. Так, одним из принципов Соглашения между правительством Белоруссии и Литвы о содействии осуществлению и защите инвестиций от 1999 года является отсутствие любых оговорок касательно связи инвестиций с обеспечением национальной безопасности. А в межправительственном соглашении об условиях транзита белорусских грузов с использованием портов и другой транспортной инфраструктуры Литвы говорится, что балтийская республика имеет право "принять меры для обеспечения контроля", однако никакие виды запрета транзита белорусских грузов через территорию Литвы данным соглашением не предусмотрены, подчеркнул бизнесмен.
Удовицкий напомнил и о Договоре о функционировании Европейского союза. Согласно его положениям, ни одна из правовых норм ЕС не действует на те обязательства Литвы, которые были взяты до вступления в Евросоюз, то есть до 2002 года.
По его словам, никакие нормы ЕС, включая санкционные, не распространяются на Соглашение между Литвой и Белоруссией о защите инвестиций и Соглашение о транзите белорусских грузов через Литву и Клайпедский порт.
"Литва не имела законного права запрещать транзит "Беларуськалия", расторгать договор транспортировки, являющийся самостоятельным объектом инвестиций, прекращать доступ к терминалу БКТ. <…> Решения правительства Литвы нарушили все вышеперечисленные международные соглашения, в которых участвует Литва и которые стоят выше национального права", — заявил Удовицкий.
Он отметил, что санкции ЕС не распространяются на деятельность предприятий, обеспечивающих функционирование инвестиции "Беларуськалия", поэтому Вильнюс обязан применять исключения из санкций в соответствии с Договором о функционировании ЕС.
Как напомнил бизнесмен, в итоге балтийская республика потеряла сотни миллионов евро и тысячи рабочих мест из-за перекрытия транзита калийных удобрений.
Ранее сообщалось, что белорусский производитель калийных удобрений "Беларуськалий" обратился в международный арбитраж с требованием к Литве компенсировать убытки в размере одного миллиарда евро за разрыв договора о железнодорожном транзите удобрений в Клайпедский порт.
Белорусская компания начала арбитражный процесс после того, как правительство Литвы в январе прошлого года решило, что договор этого предприятия с находящейся в госуправлении литовской железнодорожной группой Lietuvos geležinkeliai ("Литовские железные дороги") не отвечает интересам безопасности страны, и дало указание расторгнуть его. Позднее санкции к "Беларуськалию" применил Евросоюз.
В результате транзит удобрений "Беларуськалия" от белорусской границы до Клайпедского порта, который длился более десяти лет и, согласно контракту, должен был продолжаться до конца 2023 года, был прекращен в феврале 2022 года.
Из-за введенных ограничений и закрытия восточных рынков транспортный сектор Литвы столкнулся с серьезными трудностями. В прошлом году грузоперевозки "Литовских железных дорог" упали почти на 40 процентов.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.