Забудьте о миллионах: литовские портовики плачут по белорусским удобрениям

© Photo : Facebook / Klaipėdos uostas / Port of KlaipedaКлайпедский порт, архивное фото
Клайпедский порт, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 31.07.2023
Подписаться на
НовостиTelegram
Гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас, подсчитывая убытки, с удивлением обнаружил, что белорусские удобрения, которые ранее переваливались через Литву и наполняли литовский бюджет, ныне приносят прибыль российским портам
Когда-то президент Белоруссии Александр Лукашенко приезжал в гости в своей литовской коллеге Дале Грибаускайте и открывал выставку белорусских товаров в выставочном центре Litexpo, где недавно прошел саммит НАТО. В те времена министры иностранных дел двух государств, ныне покойный Владимир Макей и глава МИД Литвы Линас Линкявичюс были чуть ли не лучшими друзьями. По железным дорогам Литвы бесперебойно – 24 часа в сутки и семь дней в неделю - вагоны доставляли белорусские удобрения в Клайпедский порт, а из терминала в Бутинге – нефть на белорусский НПЗ. Министры финансов и директора стратегических предприятий двух стран подсчитывали многомиллионные прибыли. Все были довольны и счастливы.
Клайпедский порт, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 29.07.2023
Прорыва не ждут: в главном порту Литвы упала перевалка грузов
А затем вашингтонские кураторы литовской политэлиты дали команду "фас!" - натравили литовцев на белорусов, и их теплым отношениям пришел конец. США ввели санкции против ОАО "Беларуськалий" и потребовали от Вильнюса их строго соблюдать. В МИД и МВД Литвы ответили "Есть!" и опустили шлагбаум перед транзитом белорусских удобрений по литовским железным дорогам и через порт Клайпеды.
Портовые причалы опустели, а в литовском бюджете образовалась большая пробоина. Дирекция порта подсчитывала убытки. Только в первом полугодии этого года в Клайпедском порту было обработано на 10 процентов меньше, чем годом ранее. С 2020 года порт потерял около 19 миллионов тонн транзитных грузов. За весь прошлый год через порт было перевалено 36 миллионов тонн грузов, что на 21 процент меньше, чем в 2021 году (45,6 миллиона тонн).
"Видно, что это сокращение в 1,8 миллиона тонн по сравнению с прошлым годом, это количество удобрений, которое не загружено в Клайпеде", - констатировал гендиректор порт Альгис Латакас.
При этом Латакас с грустью заявил, что и не ожидает, что эти потоки вернутся в следующем году. Заменить же объемы перевалки, которые давали белорусские удобрения в ближайшее время не удастся.
"Возможно это не будут десятки миллионов тонн, об этом нужно забыть, но сегодня даже сто тысяч в Клайпедском порту становятся очень важными", - сказал Латакас.
А куда же ушли белорусские удобрения? Да в ближайшие к Белоруссии порты России – Усть-Лугу, Санкт-Петербург и Приморск. И об этом было ясно сразу после остановки "литовского транзита".
Детали рабочего процесса на деловой встрече, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 30.07.2023
Развитию малого бизнеса в Литве мешают инфляция и дорогая электроэнергия
"Состав грузов изменился невообразимо, в этих портах значительно снизилась перевалка контейнеров, но стало больше удобрений. Если в Усть-Луге за полгода прибавилось около полутора миллионов тонн удобрений, то в Санкт-Петербурге - 2,5 миллиона тонн. Это означает, что мы можем предположить, что те удобрения, которые раньше следовали через Клайпеду, загружаются через эти российские порты", - констатировал Латакас.
Теперь дополнительные доходы от транзита белорусских удобрений поступают в бюджет ненавистной литовской политэлитой России. Единственное, что радует директора Клайпедского порта, что дела у ближайших соседей – латвийских и эстонских портовиков обстоят тоже не лучшим образом.
"Больше всего эти геополитические вещи затронули Клайпеду, но мы видим, что Клайпеда стабилизировалась, так что теперь удар приходится на порты, которые к северу от нас, потому что состав грузов тоже изменился, угля больше нет, загружается меньше руды и контейнеров", - сказал Латакас.
По данным дирекции Клайпедского порта, в первом полугодии в Рижском порту они упали на 15 процентов, в Вентспилсе - на 22 процента, в Таллинне - на 31 процент. За этот же отчетный период грузооборот порта Усть-Луга увеличился на пять милилонов тонн – увеличение за год на девять процентов, а Приморский порт увеличил показатели перевал на целых 12 процентов (на четыре миллиона тонн). Как говорится, почувствуйте разницу.
Банкноты евро и калькулятор, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 29.07.2023
Литовская экономика не сможет "набрать обороты", заявил эксперт
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0