Забыли ВОВ: политик из Литвы рассказал, как власти "перепрошивают" жителей
Литовский политик Эдикас Ягелавичюс сбежал от уголовного преследования в Минск, но руки не опустил и продолжает доносить до соотечественников правду, в частности об СВО на Украине
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенС одним из лидеров литовского движения "Заря справедливости" Эдикасом Ягелавичюсом мы познакомились несколько лет назад в Вильнюсе. Тогда репрессивная прибалтийская машина еще не хватала всех подряд, "убирала" только самых активных. Как, например, Альгирдаса Палецкиса. И мы смогли спокойно встретиться, пообщаться, я сделал с Эдикасом первое интервью, пишет Алексей Стефанов в
материале для Sputnik Латвия.
После этого было еще несколько интервью с ним, только уже по видеосвязи. И выходил на связь он не из Вильнюса, а из Минска. Ягелавичюс был вынужден бежать в Белоруссию после того, как летом прошлого года съездил в пресс-тур для российских и иностранных журналистов от Минобороны РФ в Донбасс.
И вот спустя почти год жизни в Минске, он, наконец, смог приехать в Москву. И мы снова пообщались лично, а не через экран монитора.
Сидел бы сейчас в одиночке
"Все началось после того, как Альгирдаса Палецкиса, а я его давний соратник, после полутора лет в одиночке выпустили из тюрьмы, и он опять развернул бурную деятельность. Мы учредили "Зарю справедливости". Также вместе с Эрикой Швенченене учредили "Международный форум добрососедства". Начали ездить по соседним странам, в основном в Беларусь, потому что основной толчок именно там и получили. Поскольку для нас там открыли все двери — мы смогли посетить атомную электростанцию, завод карьерной техники "БелАЗ", множество других объектов", — рассказывает Эдикас Ягелавичюс.
После Белоруссии представители "народной дипломатии" — "Международного форума добрососедства" — планировали поехать в Россию. Но началась специальная военная операция, и литовские активисты решили, что это будет слишком рискованно. Но ждали недолго — в июле решились на поездку. Эрика Швенченене, как руководитель форума, выступала везде: в Общественной палате России, в Госдуме, на Соловьев.Live, на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
"После этой нашей поездки в литовских СМИ начали нагнетать атмосферу неприятия — месяца два-три ежедневно что-то говорили про нас. Называли "агентами Кремля", "ватниками". А еще я съездил в пресс-тур в Луганск, Донецк, Лисичанск, Мариуполь, Мелитополь — проехал по всей фронтовой зоне. Там была группа из 47 журналистов из многих стран, в том числе европейских. Были люди из Прибалтики. Потом их всех пересадили, кроме меня", — продолжает литовский активист.
Ягелавичюс сразу после поездки в Донбасс решил не возвращаться домой, а задержался в Минске. И это было правильное решение. Журналистов из того пресс-тура стали преследовать по всем странам Евросоюза, кто-то был посажен, кто-то успел вернуться в Россию и попросить убежища. Стало очевидно, что Департамент госбезопасности Литвы ждет и его.
Тем более что в Вильнюсе стали активно искать, к чему придраться еще. Хотя и обвинений по одной поездке в зону СВО было бы достаточно. К примеру, в СМИ стали писать, что Ягелавичюс незаконно подписался электронной подписью вместо Палецкиса при учреждении движения, хотя имел на это полное право по выписанной ранее доверенности.
А потом пошли обыски дома у Ягелавичюса, изъятие техники, носителей информации и всего, что сотрудникам криминальной полиции и ДГБ показалось подозрительным. Забрали даже старые записные книжки, которым более 20 лет.
Поэтому остаться в Минске пришлось надолго, иначе "сидел бы сейчас рядом с Альгирдасом или даже, не дай бог, в одиночке, а это большое испытание".
"Раздавить" человека в Литве ничего не стоит
В политику я пришел из-за Альгирдаса (Палецкиса. — Sputnik), мы с ним знакомы с 2008 года. Я работал замдиректора в строительной фирме, и директор как-то говорит: создается новая партия, давай сходим, посмотрим. Пришли на собрание, познакомились с Альгирдасом, и тогда я поверил ему. Сразу было видно, что это честный, искренний, умный, грамотный парень. Мне все понравилось, и я увлекся политической деятельностью", — продолжает Ягелавичюс.
Дальше, как он говорит, было участие с Палецкисом в выборах, помощь во всем. Ягелавичюс был председателем районного отдела партии "Социалистический народный фронт", со временем стал заместителем председателя — Альгирдаса Палецкиса, а когда тот ушел в тень, стал председателем.
Ягелавичюс пришел в политику, чтобы поменять жизнь простых людей в Литве к лучшему, поясняет он. Понимал, что сломать систему сразу невозможно, но хотя бы что-то изменить можно. Для него стала показательной история с президентом страны Роландасом Паксасом, который "чуть-чуть вышел за рамки дозволенного, и его сразу поставили на место — убрали без сантиментов". Спустя время оправдали, оказалось, что он не виноват, "но человека уже сожрали".
"Обыкновенного человека, как меня или кого-то другого, системе раздавить ничего не стоит", — разводит руками собеседник.
Народная дипломатия с центром в Минске
Оказавшись в Белоруссии, уходить из политики и общественной деятельности Эдикас Ягелавичюс не стал. Получив там убежище, снова начал работать. Теперь уже зарегистрировал "Международный форум добрососедства" в Минске.
"Власти Республики Беларусь нам поспособствовали, и 6 марта мы зарегистрировали форум. По закону есть три вида общественных объединений: международный, республиканский и региональный. Нам разрешили открыть международное объединение. У нас десять учредителей со стороны Республики Беларусь и запланировано по три учредителя с каждой страны, которые входят в форум. Изначально планировали, что, кроме Беларуси, будет Литва и Россия. Потом, конечно, будем расширяться", — говорит Ягелавичюс, ставший председателем обновленного форума.
До этого планы на расширение были с Латвией, Польшей, Эстонией. Точки соприкосновения между странами строились на взаимодействии в области культуры, науки, спорта и экономики. При этом во время поездки в Ригу Эрика Швенченене с командой уже договорилась открыть там филиал, но планы спутало закрытие организации в Литве. А теперь и сама Эрика за продвижение "народной дипломатии" находится под следствием, у нее изъят даже паспорт, и она не может даже посетить своего идейного руководителя — Палецкиса в тюрьме. Без паспорта посещения заключенных запрещены.
"Сейчас будем пытаться работать по той же схеме, которую продумывала Эрика Швенченене. Есть мысли организовать конференцию по БРЭЛЛ. В Беларуси построена атомная электростанция, которая могла бы продавать дешевое электричество всей Прибалтике. Мы были в пресс-туре на АЭС, общались с директором станции, с замминистра энергетики Беларуси (очень интересно и познавательно было), и вот замминистра красиво разложил все по полочкам, сказал, что республика была бы рада продавать Литве энергию по очень хорошей, дешевой цене. Больше нигде такую цену найти не получится", — делится мыслями о планах собеседник.
Даже лайк под нашим видео поставить — подвиг
За Литвой Эдикас Ягелавичюс теперь наблюдает со стороны. Как и за соседними прибалтийскими республиками. Говорит, что ситуация очень напряженная.
"Когда в 2012 году мы, литовцы, ездили к латышам на слеты антифашистов, обсуждали, почему 16 марта легионеры СС маршируют по центру города, участвовали вместе с латвийцами и представителями других стран в антипикетах, подумать не могли, что идеология легионеров станет преобладать в Латвии. Что будут сносить все памятники Великой Отечественной войны, что будут людей по тюрьмам сажать, что создастся целая плеяда политических заключенных. Я уже боюсь, что остался всего один шаг до украинского сценария", — говорит политик.
И добавляет: "Когда им дадут команду убивать, это обученные зомби начнут это делать. Не дай бог, конечно, я этого уже начинаю бояться".
В истории прибалтийских республик такое уже было — в 1941 году местные пособники нацистов действовали даже жестче немцев, уничтожая своих граждан. Только тогда это были евреи, а сейчас все сместилось на славян.
"Я впервые такое услышал от Татьяны Аркадьевны Жданок — она сказала, что русские сейчас стали как евреи во время Великой Отечественной войны. Может, геноцид пока и не начался, но все к этому идет. И недвижимость изымают, и депортируют, и в тюрьмы закрывают, и русский язык запрещают. Скажем, в Литве со следующего года уже отменили русский язык как второй иностранный. Раньше наши дети выбирали второй иностранный язык — русский, сейчас такой возможности уже нет", — поражается собеседник.
Дочери Ягелавичюса 14 лет, она живет в Вильнюсе с мамой. И, как он говорит, слава богу, что пока ее никто не трогает за отца. Просит только ее не лезть на рожон. Не хочет, чтобы из-за его деятельности страдали другие люди. Даже с подругой пришлось прекратить отношения, потому что у нее могли быть проблемы на работе.
"У нее хорошая работа, она сама хороший специалист. Если останется без работы, как она будет жить? Такое со многими людьми происходит. С теми, кто, скажем так, поддерживал нашу позицию — выходили на митинги, вступали в наши ряды. И люди боятся потерять работу, стать фигурантами уголовных дел, боятся за своих близких, которым также власти могут испортить жизнь. Это уже подвиг. Если человек посмотрел наш видеоролик, который мы сейчас с Романом Самулем в Беларуси начали создавать. Роман — это беженец из Латвии. Для обыкновенных людей подвиг даже лайк под нашим видео поставить", — описывает уровень сегодняшней свободы в Литве Ягелавичюс.
Нам проще — не нужно врать, а только доносить правду
Кроме общественной деятельности в Белоруссии, Эдикас Ягелавичюс пытается построить и свой бизнес. Все, что у него было в Литве, он был вынужден закрыть. Начинает жизнь с нуля. Хочет забрать к себе дочь. И помогать другим переселенцам/беженцам обустраиваться в Белоруссии.
"Чтобы помогать другим, нужно самому прочно стать на ноги", — говорит собеседник.
А в Москве Ягелавичюс оказался не случайно — приехал оформлять аккредитацию иностранного журналиста при МИД РФ. От литовского интернет-издания. Чтобы можно было в качестве журналиста ездить в прифронтовую зону СВО и делать репортажи. Такое право дает годовая рабочая виза.
"Если будет возможность, я, конечно, и Романа Самуля с собой возьму. Мы с ним в Минске подружились, начали вместе готовить материалы. Хорошо было бы нам вдвоем освещать ход СВО именно для прибалтов, чтобы они видели, что к ним может прийти. Они сейчас активно тащат к себе войну, напрашиваются, чуть ли не говорят: "война, приходи к нам". А мы хотим показать простым людям, что может быть, если они будут соглашаться с неумными властями", — строит планы Ягелавичюс.
Он уточняет, что несколько фильмов с моей предыдущей поездки по Донбассу они уже выпустили. Политик показал, как роют траншеи, "делают линии обороны украинские вояки". Поговорил со многими людьми, которые прятались в подвалах во время обстрелов, "а эти вояки сидели в их квартирах и прикрывались мирными жителями".
"Есть в Прибалтике такой определенный пласт людей, которые "плавают". Вот они посмотрели литовское телевидение — поверили. Посмотрели наш фильм — засомневались. Они не могут определиться, составить мнение о ситуации. Именно этим людям мы хотим донести правду о всех ужасах войны. У людей же память короткая, они уже забыли про Великую Отечественную войну, как там было страшно, как люди голодали, гибли, что то, что сейчас происходит, это далеко, и можно так по-хамски себя вести, нарываться, как будто война к нам не придет, если мы будем так себя вести", — поражается собеседник.
Политик уверен, что украинский ЦИПСО очень хорошо поработал с прибалтами. Настолько, что если раньше, в том же 2014 году можно было свободно разговаривать с оппонентом, а после этого еще и пойти выпить с ним чашку кофе, то сейчас при таком разговоре у собеседника просыпается агрессия и он готов буквально растерзать оппонента.
"Этим сотрудникам Центра информационно-психологических операций удалось перепрошить прибалтов и тем более украинцев, которые те же самые русские люди. Но нам все равно легче работать. Те, кто стоит на стороне зла, должны постоянно что-то придумывать и врать, а нам нужно просто говорить правду, доносить до людей то, что есть на самом деле", — заключает Эдикас Ягелавичюс.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.