Тот, кого надо, русский: Вильнюс бросился на защиту украинцев от литовского

В Литве Государственная инспекция по языку требует от украинских беженцев срочно научиться говорить по-литовски, чтобы отказаться от русского языка, который коробит слух литовским патриотам. Но не все так просто
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Сегодня в Европе наблюдается парадоксальное явление. В то время как европейские русофобы ведут непримиримую войну против всего русского, главными пропагандистами русского языка часто оказываются… украинские беженцы. Даже оскорбления в адрес "русского мира" на плакатах они пишут на великом и могучем.
"Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке: в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке!" — пел незабвенный Владимир Высоцкий.
В Литве вспыхнул скандал из-за требования к украинцам выучить литовский
Вот и в Литве, где переименовали Русский драматический театр Литвы в Вильнюсский старый театр, а музей Пушкина — в Музей-усадьбу Маркучай, у русского языка открылось второе дыхание. Русская речь слышится не только в торговых центрах, кафе и ресторанах, но и в рабочих кабинетах, а уж на стройках — и подавно. Так 70 тысяч украинских и примерно 50 тысяч белорусских мигрантов вливаются в литовский рынок труда. Естественно, что украинской и белорусской мовами литовцы не владеют, а вот "язык агрессора" помнят и прекрасно понимают почти все. Особенно предводители, которые получали образование еще при Советах.
И тут возмутились патриоты. Что за безобразие? Украинцы в Литве уже больше года, а белорусские оппозиционеры и того больше — с осени 2020-го — и до сих пор не выучили литовский язык. Так дальше продолжаться не может!
Первыми тревогу забили в Государственной инспекции по литовскому языку. Глава ГИЯ Аудрюс Валотка заявил, что с марта 2024 года сотрудники комиссии начнут планомерно проверять знание литовского языка у работающих в Литве беженцев с Украины. Соответствующее письмо Валотка направил председателю Комитета Сейма по образованию и науке и трем другим ответственным министерствам — образования, социальной защиты и труда и экономики. В письме строго говорится, что "если работодатели не предоставят сертификат о прохождении языкового теста их работником, то Госинспекция по языку и муниципальные языковые контролеры будут вынуждены принять меры воздействия".
Минкульт Литвы возмущен "притеснением" украинцев из-за литовского языка
И тут украинцы взвыли. Литовский язык — один из самых сложных в мире. Так просто, с кондачка, его не выучить. Да и смысл, если это "мертвый" язык, на котором говорят лишь три миллиона человек? Ни в Европе, ни тем более в мире, никто не поймет литовскую речь. Даже в соседней Латвии ее и то не всегда понимают. Так что знание его практически бесполезно — сгодится разве что только в пределах маленького балтийского государства, именуемого Литвой.
Русский язык — совсем другое дело. Входит в число шести официальных языков ООН. На нем говорят почти 300 миллионов человек. Это в сто раз больше, чем количество носителей архаичного литовского языка. В том же Китае, против которого "воюют" литовские политики, русский язык изучают наравне с английским, а о такой стране, как Lietuva, знают разве что только в европейском отделе МИД Китая.
Вот это, видимо, и раздражает литовских ревнителей национальной идентификации. Чтобы получить постоянный вид на жительство (ПВНЖ) в Литве, нужно сдать два госэкзамена — на третью категорию литовского языка и на знание Конституции Литвы. Вот этого и добиваются от украинцев хранители госязыка.

"Мы совершенно не хотим, чтобы в середине 2024 года вдруг возникла странная социолингвистическая ситуация, когда, например, несколько тысяч человек <...> не сдали экзамен, который они должны были сдать. Тогда вопрос — где сдавать и где брать все эти ресурсы. Об этом нужно позаботиться заранее. В этом и заключается цель письма. <…> Мы опросили все муниципалитеты и их языковых менеджеров и увидели, что ситуация далеко не везде хорошая. В некоторых местах украинцы учатся, а в некоторых местах просто нет учебных ресурсов, некому учить, государство не выделяет средств на обучение, украинцы хотели бы учиться, но учиться негде", — сообщил Валотка.

Тут на главного охранника литовского языка набросилась правящая элита. Мол, вы не понимаете политического момента! Украинцы — это вам не какие-то русские, от которых в первую очередь надо требовать знания литовского языка при получении ВНЖ и всячески их третировать. Министр экономики Аушрине Армонайте, которая и поделилась копией документа в соцсети, обвинила Государственную инспекцию по литовскому языку в "недостатке уважения" к украинским беженцам и пообещала им свое покровительство.
Иначе санкции: украинцев в Литве хотят заставить выучить литовский
"Печалит и удивляет такой прямолинейный подход к нашей работе и отсутствие эмпатии к пострадавшим от войны людям. Я сама не говорю ни по-украински, ни по-русски, но у меня никогда не было проблем с поставщиками услуг других национальностей, которыми я пользуюсь каждую неделю. Кроме того, невозможно не видеть, как много людей уже говорят по-литовски и делают все возможное для этого", — написала Армонайте.
Даже премьер-министр Ингрида Шимоните гаркнула на Валотку.
"Напряжение, вызванное главой одной инспекции, ну, в моем понимании, это и ни к месту, и ни ко времени, и это очень неуважительно по отношению к людям, бежавшим от войны. <…> Мы отдельно обсудим этот вопрос с инспекцией. Я думаю, что люди, которые уважают себя, как правило, в стране, где они живут, стараются выучить местный язык для собственного удобства и удобства других", — заявила глава правительства.
После такого давления у главы ГИЯ рвения, конечно, поубавилось. Он включил заднюю и смягчил свою риторику, заявив, что беспокоится исключительно о комфортном проживании в Литве украинцев.

"Могли бы вы спросить у украинцев, относятся ли они к изучению литовского языка как к преследованию их, то есть к притеснению, преследованию? <…> Человек, не знающий языка, не уверен или менее безопасен в рабочей ситуации, он не находится в безопасности, когда что-то случается, какое-то несчастье — как ему позвонить, как с ним разговаривать? Мы могли бы продолжить этот список", — заявил чиновник.

И попытался убедить, что ничего крамольного он не замышлял, это просто его не так поняли — а сам-то он очень даже в конъюнктуре русофобии и киевофилии.
"Весь скандал из-за инициативы языковой инспекции, которая была лишь информированием общественности, был раздут министром Армонайте, которая распространила свои измышления и дезинформацию. Я думаю, что позиция состоит в том, чтобы позаботиться об этих людях и предоставить им условия учиться, потому что языковая инспекция четко следит за ситуацией с осени прошлого года и видит, что ресурсов для преподавания языка в Литве недостаточно", — примирительно заявил Валотка.
Могло быть хуже: глава Минобразования "успокоила" учителей русского в Литве
Впрочем, после этого добавил еще и глава Минкультуры Симонас Кайрис, который заявил, что, хотя ГИЯ находится в ведении Минкульта, как раз это министерство не получило от Валотки вообще ничего.
В общем, теперь главе ГИЯ после столь громкого скандала стоит крепко задуматься — писать ли заявление "по собственному желанию" или ждать, когда власти выпишут ему "волчий билет" за политическую близорукость.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.