Как известно, громче всех "Держи вора!" кричит сам вор, отвлекая внимание. Сегодня что-то подобное вытворяет Литва. Вильнюс — главный запевала в Евросоюзе, когда речь заходит о введении очередного пакета санкций против предприятий и физических лиц. Но когда дело касается собственной наживы, то у пограничников и таможенников глаза закрыты.
"Подсанкционные товары не должны перевозиться. Другая сторона находчива, и действительно очевидно, что не только с начала войны, но и с начала приостановки "Беларуськалия" мы наблюдаем самые разные поиски различных способов мошенничества и обходных схем — это правда", — оправдывается замминистра транспорта Литвы Лорета Маскалевене.
Интересно, что официальные СМИ активно пишут о бреши, через которую следуют подсанкционные удобрения. Правда, в журналистских кругах давно известно, что через подконтрольные правящей элите медиа уже давно "сливают информацию" литовские спецслужбы. Зачастую это делается по просьбе как раз правящих, чтобы отвлечь внимание от другого громкого скандала.
Вспомним, что совершенно недавно все СМИ были взбудоражены по поводу педофила в рядах главной правящей фракции — консерваторов. И где сегодня информация о ходе расследования? Все полосы заполнены страшной новостью о нарушении Литвой санкций ЕС и США по транзиту белорусских удобрений. То есть вроде бы как нарушений и нет, раз груз везут компании не из черного списка, но тему активно раскручивают на всех уровнях власти — от Сейма до правительства и президентуры. Так работает машина по промывке мозгов населению.
Но вернемся к санкционному скандалу. Что в нем криминального? Да ничего. Введенные сначала США, а затем и Литвой ограничения против производителя азотных удобрений "Беларуськалия" соблюдаются. А по железной дороге и автомобильным транспортом в Клайпедский порт якобы следуют карбамидные удобрения компании "Гродно Азот". Но в сопроводительных документах все чисто.
Компании, отправляющие груз, не входят в санкционный список. Вполне легальная схема. Но в центре журналистских расследований посчитали, что и эти удобрения надо срочно запретить, и "настучали наверх". Глава представительства Еврокомиссии в Литве Марюс Ващега уже заявил, что с этим безобразием нужно заканчивать и "необходимо найти пути, чтобы это не происходило".
"Инструментов достаточно, со временем с новыми пакетами можно посмотреть и подумать, есть ли какие-то возможности для изменений, но цель на сегодня — чтобы все делали свою работу, делали все возможное, чтобы санкции применялись в полном объеме, и серьезно относились к каждому случаю, когда этого не происходит, и серьезно анализировали его", — сказал Ващега и добавил, что "государства ЕС и их власти несут прямую ответственность за применение санкций".
Получается, что провластные журналисты первыми начали рубить вполне легальную схему, от которой в бюджет Литвы поступают существенные суммы за транзит. Вроде бы нелогично?
Но достаточно вспомнить о слухах, которые давно циркулируют в среде независимых журналистов и оппозиционных политиков. Поговаривают, что консерваторы положили глаз на Клайпедский порт и "Литовские железные дороги". И хотят использовать успешно опробованный метод "прихватизации" — доведения компании до банкротства, а затем — приватизации за копейки. И вот уже третий год своего правления консерваторы с либералами все дела ведут к банкротству этих двух стратегических госпредприятий.
Из-за санкций на транзит белорусских нефтепродуктов, а затем и удобрений "Литовские железные дороги" и Клайпедский порт потеряли треть объемов перевалки и грузоперевозок. Кстати, накануне пресс-служба порта сообщила, что только за январь перевалено грузов на 27 процентов меньше, чем в январе 2022 года, который и без того был самым убыточным по уровню падения за все годы независимости.
Как говорил герой фильма "Ликвидация" Давид Маркович Гоцман, картина маслом!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.