Творческий контракт — нормальная практика любого артиста, который своим "даром от Бога" зарабатывает средства к существованию. Но Вайдас Вишняускас — звезда литовской оперной сцены, более известный за рубежом как Кристиан Бенедикт, имел неосторожность подписать контракт на участие в гала-концерте в соседней Белоруссии.
Спел в Большом театре в Минске арию Отелло из одноименной оперы Джузеппе Верди — попал в немилость министра культуры Литвы Симонаса Кайриса. И эти люди — литовские национал-патриоты — после этого заявляют о каких-то свободах творчества, слова и вероисповедания.
"Я, мягко говоря, шокирован. Такой выбор действительно не соизмерим со здравомыслием для меня. Вопрос в принципе в том, что происходит в голове у человека, чтобы он мог сделать такой выбор. <…> Даже в самых смелых мечтах я не мог представить, что такие известные личности поедут выступать в Минск", — возмутился поступком артиста Кайрис и пригрозил, что "такая поездка негативно послужит карьере солиста с точки зрения литовской публики".
Ну, про всю литовскую публику министр, конечно, погорячился. Истинные ценители творчества Вишняускаса в последнюю очередь будут думать о политической подоплеке этого поступка. Тем более, что, как признались в самом Министерстве культуры, на сегодня у Вайдаса Вишняускаса "нет никаких договоров с культурными учреждениями Литвы". То есть он — "свободный художник". А еще сам глава культурного ведомства подтвердил, что никакие законодательные акты не запрещают выезд граждан Литвы в соседнее государство Белоруссия. Морально-этические же аспекты — личное дело каждого жителя балтийской республики, гарантированное еще и законодательством Евросоюза.
Ну а запрет на профессию по политическим мотивам, которым пригрозил министр исполнителю, может лишить литовских ценителей оперного искусства удовольствия слушать собственных, а не зарубежных звезд оперы. Такие артисты, как Вишняускас, легко заключат контракт с ведущими театрами мира, где искусство — вне политики. Кто останется в Литве? Серости и посредственности? Браво, министр Кайрис! Вы прекрасно справляетесь со своими обязанностями по искоренению, а не по развитию литовской культуры!
Видимо, на должность министра Симонаса Кайриса — далекого от культуры профессионального политика — консерваторы делегировали не для того, чтобы помогать артистам и художникам, а чтобы зачистить это пространство от "русского духа". И с заданием он справляется великолепно. Строго контролирует, чтобы ни один исполнитель из России не проник на литовскую сцену. И следит за моральным обликом литовских людей искусства.
Ну а консерваторы — нынешние правители Литвы — могут с честью носить звание зачинателей культурных санкций против России и Белоруссии, задолго до общеевропейской травли.
Все началось еще в 2014 году, когда в Литве запретили выступление Иосифа Кобзона, высказавшегося против развязанного Киевом конфликта (антитеррористической операции – АТО) в Донбассе. Через год в Литве отменили выступление Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. В администрации дворца культуры, где должен был пройти концерт, заявили, что мероприятие не состоится именно по идеологическим причинам.
Затем запрет против российских исполнителей поставили на поток. Под санкционный каток попали Олег Газманов, Наташа Королева, Хабиб и даже Филипп Киркоров.
А чтобы литовским исполнителям было неповадно якшаться с российскими коллегами и поклонниками-зрителями, провели показательную порку звезд фигурного катания. Для начала президент Литвы Гитанас Науседа лишил литовских фигуристов Маргариту Дробязко и Повиласа Ванагаса ордена Гедиминаса. Поводом для этого стало участие спортсменов в ледовом шоу Татьяны Навки — жены Дмитрия Пескова, который является пресс-секретарем президента России. А саму Маргариту Дробязко предложили лишить за это литовского гражданства, которое она получила еще в 1993 году, чтобы отстаивать честь Литвы на Олимпийских играх.
Видимо, подобная перспектива грозит и Вайдасу Вишняускасу, если он еще раз вздумает спеть перед врагами Литвы — гражданами Белоруссии или России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.