В регулярном исследовании о состоянии демократии в мире Международный институт демократии и содействия выборам пришел к неутешительному выводу: демократия по всему миру деградирует и проблемы с ней даже в Европе. В связи с этим возникает вопрос: в чем причина такого развития событий?
Оставим в стороне Афганистан и Гондурас и сосредоточимся на коллективном Западе — в том числе потому, что он склонен учить весь мир "истинной демократии". Выясняется, что причин, по которым эталон все чаще не эталон, несколько.
Во-первых, это экономические трудности, с которыми сейчас сталкиваются многие европейцы. В результате, как пишут авторы исследования, по всей Европе растет популярность националистических и нелиберальных популистских партий. То есть налицо связь между "экономическим пессимизмом и недовольством демократией".
Европейские элиты, которые во многом повинны в происходящем, упирают на то, что именно сейчас настал момент, когда демократические принципы должны сплотить Европу и победить холодильник. И первое время рядовые европейцы были готовы противостоять, как принято говорить на Западе, попыткам Кремля (и Пекина) "растоптать идеалы демократии". Однако чем пустее холодильник, тем меньше энтузиазма.
Во-вторых, в США демократия стала заложником борьбы элит и поляризации общества. Непрозрачные президентские выборы, которые ставят под сомнение легитимность правления Джо Байдена, показали, что, когда на кону власть, демократические правила отходят на второй план и начинается "демократия демократов". А из этого проистекает третья причина нарастающих проблем западной социально-политической модели.
Окружающий мир не слепой — он видит, как полиция подавляет протесты в США или Франции, и задается вопросом: почему там эти действия называются наведением конституционного порядка, а в Китае или Иране это уже нарушение прав и свобод граждан?
Аналогичная ситуация в плоскости международной политики. Запад утверждает, что ущемление суверенитета стран (особенно военным путем) неприемлемо, но почему-то забывает про свое поведение в Косово, Ираке, Ливии и Сирии, а также снисходительно относится к военным действиям союзника по НАТО Турции в соседних странах.
В итоге, как пишут авторы доклада, "некоторые режимы считают западные возгласы в поддержку демократии чем-то лицемерным, особенно в свете множества примеров западной агрессии в прошлом".
Тут вспоминается совместная пресс-конференция Владимира Путина и Джорджа Буша, во время которой тогдашний президент США заявил: "Я говорил о своем желании способствовать развитию демократии в различных странах мира, как было в Ираке, где есть свобода религии и свобода слова. Многие хотели бы, чтобы такая демократия была и в России", — на что российский лидер ответил: "Нам бы не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке".
Наконец, в-четвертых, именуемые Западом "авторитарными режимами" государства успешно доказывают свою экономическую живучесть и политическую стабильность. Например, Россия смогла выстоять в условиях жесточайших санкций, коммунистический Китай сохраняет устойчивость развития, Турция и Иран являются влиятельными игроками на международной арене. Получается, демократия не панацея, а "авторитаризм" (как его видит Запад) — не приговор.
Фактически Евросоюз и США находятся в активной обороне под натиском внутренних и внешних факторов, которые ставят под сомнение их идеологические основы. Вопрос — что делать? Как пишут авторы исследования, нужен новый социальный договор. Фактически это означает следующее.
На Западе внутриполитические и международные интересы элиты нередко стояли выше демократических ценностей, которые были лишь красивой ширмой и инструментом для достижения целей. А чтобы население не задавало лишних вопросов, пока большие дяди решают дела на выборах и во время "гуманитарных интервенций", его забалтывали добрым словом о демократии и угощали "булкой хлеба" (у кого-то — даже с маслом, а у кого-то — вообще с икрой) на "празднике жизни".
Сейчас старый социальный договор "вы сыты, довольны и молчите, а мы делаем, что хотим", лишился прочной экономической базы и затрещал по швам — для народа часто осталось только доброе слово о мифических демократических ценностях, а масло приходится тратить на пушки для Киева против "авторитарной" России, которая, как назло, живее всех живых. Что будет, если придется сдерживать еще и Китай, даже подумать страшно — тут не только масла, но и булки лишиться можно.
Привыкший к хлебу, зрелищам и борьбе за демократию, которая где-то далеко и никак не влияет на цены на бензин, западный обыватель, разумеется, возмутился, и истории про то, что надо поджаться, все чаще не помогают. При этом можно сделать как раньше — но не для всех. Поскольку ресурсы ограничены, либо все будут жить приемлемо, либо кто-то будет жить как раньше, а кто-то очень плохо. И пока все идет к тому, что плохо будет европейцам, так как американцы себя точно не обидят.
В связи с этим вспоминается, как россияне после "голодной демократии" 90-х поддержали Владимира Путина, которого Запад считает "авторитарным лидером". Европейцы сейчас тоже бедствуют и все больше склонны поддерживать крайне правых. Получается, мы наблюдаем начало конца европейской демократии? Пока это было бы слишком категоричным утверждением. Но...
Есть мультфильм — "Жил-был пес". А в нем диалог волка и пса, которого из дома выгнали:
— А помнишь, как ты меня гонял?
— Так я, это.
— Ну да. Работа такая. А я всю жись тут мотаюсь, и никто мне сам косточку не даст.
— Так я, это.
— Теперь как я. Хыхаха!!!
Ничего не напоминает?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.