ВИЛЬНЮС, 4 дек – Sputnik. Многие жители Литвы оправдывают контроль над женщинами с ограниченными интеллектуальными возможностями, сообщает Служба омбудсмена по вопросам равных возможностей.
Исследование, проведенное по инициативе Службы омбудсмена по вопросам равных возможностей, показало, что женщины с интеллектуальными и психосоциальными нарушениями наиболее стигматизированы в обществе.
Так, 40 процентов жителей полностью или частично согласны с тем, что женщины с нарушениями интеллекта часто сами провоцируют насилие со стороны супруга или партнера. При этом 36 процентов, говоря о женщинах с психосоциальными нарушениями, полностью или частично согласны с таким утверждением. В то же время, отвечая на вопрос о женщинах с ограниченными возможностями передвижения, полностью или частично согласны с таким утверждением 16 процентов, о женщинах с ограниченными возможностями слуха — 14 процентов, с ограниченными возможностями зрения — 15 процентов.
Также респондентов просили указать, как они относятся к утверждению, что женщины склонны преувеличивать и "приукрашивать", когда обвиняют мужчин в насилии. Говоря о женщинах с умственной отсталостью полностью или частично с таким утверждением согласились 45 процентов респондентов, а о женщинах с психосоциальными нарушениями — 41 процент. На вопрос о женщинах с ограниченными возможностями передвижения, зрения или слуха около одной пятой респондентов ответили, что согласны полностью или частично.
Служба отметила, что насилие над женщинами с ограниченными возможностями общество не считает оправданным, однако мнения расходятся, если речь идет о разных ситуациях социального контроля. Например, 51 процент жителей полностью или частично согласен с тем, что партнер или супруг может решать, с кем и когда видится женщина с нарушениями умственной деятельности. Тридцать восемь процентов жителей такого же мнения о женщинах с психосоциальными нарушениями, 14 процентов — о женщинах с ограниченными возможностями передвижения, десять — с ограниченными возможностями слуха и 18 — с ограниченными возможностями зрения.
По данным исследования, 67 процентов респондентов полностью или частично согласны с тем, что партнер или супруг может контролировать финансы женщин с умственной отсталостью. На этот же вопрос о женщинах с психосоциальными нарушениями положительно ответил 51 процент. Чуть менее пятой части респондентов согласны с тем, что партнер или супруг женщины с ограниченными возможностями передвижения имеет на это право. Что касается женщин с нарушениями зрения — согласна треть респондентов, а с нарушениями слуха — 16 процентов респондентов.
"Люди с интеллектуальными или психосоциальными нарушениями часто оказываются на обочине общества. Женщины в этой группе считаются несамостоятельными, и психологический или экономический контроль, а иногда и контроль над их телом часто до сих пор оправдан и воспринимается как должное. Выявленное отношение населения Литвы отчасти объясняет, почему насилие в отношении женщин с ограниченными возможностями все еще остается невидимой или едва заметной проблемой", — сказала омбудсмен по вопросам равных возможностей Бируте Сабатаускайте.
В то же время, по данным опроса, 53 процента населения назвали бы насилием (да или скорее да), когда муж запрещает своей прикованной к инвалидной коляске жене ходить на работу, потому что "он зарабатывает достаточно, а она должна заботиться о доме и детях". Почти четверть ответили "ни да, ни нет" на вопрос, сочли бы они такую ситуацию насилием.
Почти девять из десяти человек согласны (да или скорее да), что это жестоко, когда мужчина в компании друзей постоянно подчеркивает, что его глухая жена имеет какие-либо нарушения. Только семь процентов респондентов не сочли бы это насилием.
При этом 85 процентов литовцев считают ситуацию, в которой муж называет свою слепую жену невезучей — постоянно спотыкается, не ориентируется и так далее — жестокой в разговоре с ее родственниками. Восемьдесят семь процентов считают насилием постоянное обзывание жены, находящейся в депрессии, "психопаткой", "неадекватной", а также постоянное отправление ее на лечение.
"В последние годы много говорят о различных формах насилия, анализируют особенности психологического насилия в разных сферах жизни: в семье, на рабочем месте или в учебных заведениях. Я надеюсь, что в будущем мы также добьемся прогресса в реагировании на различные формы насилия, а также в признании примеров и последствий экономического насилия", — отметила Сабатаускайте.
Опрос проводила компания Vilmorus с 15 по 24 сентября, в нем приняли участие тысяча человек в возрасте 18 лет и старше.