У железных дорог Литвы возникло множество проблем после разрыва связей с РФ

В Сейме Литвы считают, что связи с железнодорожными системами РФ и Белоруссии могут негативно повлиять на безопасность движения на литовских железных дорогах, и призывают свести их к минимуму
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 2 дек – Sputnik. Комитеты Сейма Литвы среди важнейших задач группы литовских железнодорожных компаний назвали срочное минимизирование любых связей с железнодорожными системами России и Белоруссии. Об этом сообщает пресс-служба парламента балтийской республики.
Комитет экономики с участием членов Комитета по вопросам будущего, Комитета национальной безопасности и обороны обсудил деятельность группы литовских железнодорожных компаний. На встрече также присутствовали министр транспорта Марюс Скуодис, вице-министр транспорта Лорета Маскалиовене, генеральный директор "Литовских железных дорог" (Lietuvos geležinkeliai, ЛЖД) Эгидиюс Лазаускас и другие представители министерства и ЛЖД.
Комитеты Сейма поинтересовались перспективами участия в Совете по железнодорожному транспорту, который находится в Москве. Кроме того, было проявлено внимание к используемой "Литовскими железными дорогами" оперативной компьютерной системе грузовых перевозок (OPKIS) и ее возможному влиянию на безопасность движения на литовских железных дорогах.
Литва увидела в провальной Rail Baltica шанс отказаться от российской колеи
Также комитеты подняли вопрос о правовой регистрации железнодорожного подвижного состава (вагонов) шириной 1520 миллиметров в Российском регистрационном центре и ситуации на рынке вагонов.
Членам комитетов в свою очередь разъяснили, что управление железнодорожным движением в Литве обеспечивают исключительно "Литовские железные дороги" и все системы управления движением принадлежат ЛЖД.
"Нет возможности удаленно подключиться к управлению системой. Движение поездов по территории Литвы может осуществляться без обмена данными с Советом по железнодорожному транспорту", — говорится в сообщении.
Также на встрече было заявлено, что в централизованную систему Совета по железнодорожному транспорту предоставляется лишь часть данных, собираемых в системе OPKIS: только та информация, которая необходима для учета поездов и грузов.
В Литве указали на недостатки нового маршрута в Польшу по железной дороге
Из централизованной системы Совета по железнодорожному транспорту ЛЖД также получает необходимые данные о том, какие грузы прибывают, на каких поездах, какова их техническая информация.
Было отмечено, что Литва или ее учреждения не являются членами Совета по железнодорожному транспорту, поэтому принимаемые советом решения не являются обязательными для республики. Страна участвует в осуществлении обмена техническими данными на договорной основе.
"Если обмен данными с информационными системами Совета по железнодорожному транспорту будет прекращен, международные перевозки железнодорожным транспортом продолжатся, но будет затруднен обмен данными, которые необходимы для расчетов и обеспечения технического регулирования вагонов", — говорится в сообщении.
Также было указано, что в Европейском союзе нет единой сети железнодорожных путей и нет единой системы информационных технологий или обмена данными. Для более широкой колеи (1520 миллиметров) должна быть создана отдельная система обмена между странами ЕС, имеющими эту колею: Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией. Иначе при перевозке грузов в страны Центральной Азии, например в Казахстан, все равно придется предоставлять и получать определенные данные из централизованной системы Совета по железнодорожному транспорту, отметили на встрече.
Относительно вагонов с колеей в 1520 миллиметров членам комитетов Сейма разъяснили, что, согласно действующим правилам, в международном сообщении в сети 1520-миллиметровой колеи могут использоваться только те вагоны, которые имеют уникальный восьмизначный номер, присвоенный в соответствии с методикой, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту. Никаких регистрационных действий в России не производится.
Литва вышла из совета по трансъевразийским железнодорожным перевозкам
Согласно этому коду, другие страны могут "узнавать" прибывающий вагон и видеть его технические параметры. Если ЛЖД не внесет данные в общую техническую базу Совета по железнодорожному транспорту, другие страны могут не "узнать" вагоны, прибывающие из Литвы, и должны будут либо провести детальный технический осмотр каждого вагона вручную, либо принять решение не принимать его.
Решение впускать или не впускать вагоны, прибывающие в Литву, принимает ЛЖД.
Председатель Комитета экономики Казис Старкявичюс, оценив представленную в ходе встречи информацию, подчеркнул, что необходимо как можно скорее свести к минимуму связи "Литовских железных дорог" с железнодорожными системами России и Белоруссии.
Также, по его мнению, нужно расширять и модернизировать общественную инфраструктуру ЛЖД: дороги, тяговые средства и подвижной состав, и, кроме того, ускорить их интеграцию в железнодорожные сети Западной Европы.
Стало известно, сколько жителей Литвы доверяют работе Минтранса
Старкявичюс считает, что таким образом будет обеспечена не только интеграция "Литовских железных дорог" в европейские сети и модернизация инфраструктуры, но также удастся создать лучшие условия для грузоперевозок, а также при перевозке стратегических грузов, отвечающих потребностям трансатлантического альянса.
Председатель Комитета экономики Сейма пожелал руководству Минтранса реализовать амбициозные планы в осуществлении проекта Rail Baltica — чтобы в 2026 году первые поезда соединили столицы осуществляющих проект стран, а также призвал к лидерству во внедрении единой системы обмена данными в странах Евросоюза, использующих железнодорожные пути широкой колеи.
На фоне конфликта с Белоруссией, санкций Евросоюза против России и закрытия восточных рынков серьезно пострадал транспортный сектор балтийской республики.
Предприятие "Литовские железные дороги" (ЛЖД), для которого сложная ситуация обозначилась еще в конце 2021 года из-за решения властей остановить транзит грузов "Беларуськалия", подчеркивало, что компанию в этом году ждет рекордное падение перевозок за всю историю деятельности. В ЛЖД отметили, что за девять месяцев этого года из-за санкций против России и Белоруссии он потеряли почти 40 процентов грузоперевозок.