ВИЛЬНЮС, 28 ноя – Sputnik. Депутат Сейма Литвы, социал-демократ Эугениюс Сабутис заявил, что принятый проект госбюджета не покроет даже минимальную потребность в улучшении состояния дорог страны. Об этом сообщает пресс-служба парламента балтийской республики.
"Сейм утвердил проект госбюджета, но, несмотря на увеличение финансирования по многим направлениям, финансирование литовских дорог практически не изменится. Это означает, что деградация государственных дорог будет продолжаться", — заявил политик.
Он отметил, что, несмотря на серьезные предупреждения о критической ситуации, правящее большинство отвергло все предложения депутатов и даже проигнорировало отдельную просьбу Минтранса хотя бы немного увеличить средства на дорожную инфраструктуру. По его словам, правящие на трех этапах рассмотрения проекта бюджета не внесли необходимые исправления и оставили значительно меньше средств, чем необходимо.
"Принятый закон о бюджете не обеспечит даже минимальную потребность в улучшении состояния дорог страны и осуществлении их обслуживания. Для того чтобы начать снижать износ дорожной сети, эта сумма должна была быть больше как минимум на 170 миллионов евро", — заявил депутат.
По его словам, ситуация стала ухудшаться с 2008 года, когда вместо 100 процентов собранного в бюджет акцизного налога на топливо в развитие дорожной инфраструктуры было выделено около 60 процентов.
"Публично опубликованная информация и статистика это подтверждают — более трети дорог Литвы находятся в плохом или очень плохом состоянии. Уже в 2020 году анализ показал, что 38 процентов литовских дорог не соответствуют требованиям, они находятся в плохом состоянии. Год спустя исследование показало, что ситуация только ухудшается, дорожная сеть еще больше ухудшилась — почти 40 процентов дорог были оценены отрицательно, то есть как не соответствующие установленным нормам", — сказал Сабутис.
Он подчеркнул, что данное процентное выражение составляет почти половину литовских дорог. Это означает, что в каждом районе и городе республики есть дороги практически в аварийном состоянии, что сложно назвать нормальной ситуацией, отметил депутат.
Политик указал, что ранее введенное негласное правило формирования бюджета, когда только 60 процентов акциза на топливо отводилось дорогам, господствовало почти десятилетие. По его словам, несмотря на положительные экономические циклы и последовавшие за этим хорошие сборы в бюджет, государство оставило такие резкие урезания и использовало эти средства на другие цели в ущерб развитию дорог и их качеству. Финансирование так и не было восстановлено, добавил он.
Прорыв в финансировании дорог ожидался в этом году, поскольку шли оживленные дискуссии в публичном пространстве, звучали предупреждения специалистов, заявил Сабутис. Однако, по его словам, ни одна просьба не была услышана, а все выводы и предложения были выброшены на помойку. Более того, было решено еще больше сократить ассигнования на содержание дорог из собранного акцизного налога, добавил политик.
Депутат напомнил, что общий прогнозируемый доход в государственный бюджет от акцизного налога на автомобильное топливо составит около 1,2 миллиарда евро и на дороги будет отведено менее 50 процентов собранного дохода.
По словам политика, такое отношение правящих обрекает дорожную инфраструктуру на дальнейшую деградацию и необходимо как можно скорее возвратить выделение 100 процентов дохода, полученного от топливного акциза, на программу содержания дорог.
"Акциз на топливо — это целевой налог, который водители платят именно за дороги. Поэтому естественно, что этот же налог должен возвращаться на дороги, а не использоваться для "латания" других сфер. Дорога, как и любой другой объект, изнашивается, и на содержание дороги не выделяется достаточного финансирования. Это не может так продолжаться. Мы также должны помнить, что мы являемся транзитным государством, поэтому хорошее состояние дорог будет генерировать дополнительные инвестиции", — заявил депутат.
Он обратил внимание на постоянные обещания политиков о развитии регионов и отметил, что без качественной дорожной инфраструктуры эта инициатива будет и дальше "пылиться" в ящиках министерств.