Деньги в бюджет не нужны? Перевозчики в Литве заявили о бездействии властей
В Linava неоднократно отмечали, что литовские перевозчики находятся в критической ситуации
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 11 ноя – Sputnik. Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava) возмутилась, что Министерство социальной защиты и труда Литвы отказывается предоставлять дополнительные квоты для водителей из третьих стран.
"Сколько стоят аргументы литовских перевозчиков и почему Министерство социальной защиты и труда не желает к ним прислушаться? Или 700-800 миллионов евро налогов, которые транспортные и складские компании ежегодно вносят в государственный бюджет, не имеют значения и не нужны? Именно такие вопросы возникают, когда Минсоц откладывает принятие решений о дополнительных квотах для транспортного сектора на основании крылатых фраз с недостоверными фактами", — указал генеральный секретарь Linava Зенонас Буйвидас.
По версии ассоциации, складывается впечатление, будто "транспортный сектор, который является третьим по величине сектором экономики Литвы с точки зрения уплачиваемых налогов, намеренно оставляют в тени. Его не любят, не уважают и не слышат".
В ассоциации также назвали странной ситуацию, когда заместитель министра социальной защиты Витаутас Шилинскас, объясняя Linava отказ в выделении дополнительных квот, апеллирует к условиям труда и предлагает консультироваться с профсоюзами по вопросам, волнующим транспортный бизнес.
"Деятельность профсоюзов достойна уважения и приветствуется, но мы хотели бы четко заявить, что именно руководство Минсоца, а не профсоюзы, принимает решения по вопросам, которые уже несколько месяцев поднимает транспортный сектор", — отметил Буйвидас.
По мнению перевозчиков, объяснение Шилинскаса "ясно показывает, что министерство не хочет или боится брать на себя ответственность и предпочитает перекладывать ее на других".
"Это становится похожим не на готовность к компромиссу, а на простое затягивание, из-за которого теряются миллионы евро прибыли и налогов. Это не выгодно ни самим перевозчикам, ни Литовской Республике", — подчеркнули в Linava, добавив, что Шилинскасу "не стоит заблуждаться и вводить в заблуждение других крылатой фразой о том, что сначала нужно решить проблему "высокой текучести водителей в транспортном секторе".
В ассоциации подчеркнули, что подобные заявления являются неточными.
Так, большую часть работников в транспортном секторе Литвы составляют украинцы. По данным Linava, после начала спецоперации около десяти тысяч из них вернулись на родину для участия в боевых действиях. Еще около двух тысяч согласились приехать на работу в Литву, но вынуждены были остаться на Украине. Все это привело к тому, что выделенные им квоты были израсходованы, а сами украинцы не работали на литовских предприятиях.
Кроме того, перевозчики указали и на другую проблему: некоторые "недобросовестные предприятия" используют квоты в своих интересах — нанимают водителей в других странах, но не в Литве, используя при этом выданные в балтийской республике квоты.
"У нас есть информация, что значительное число граждан третьих стран, получивших право на работу в Литве, на самом деле нелегально работают в зарубежных странах — Германии и Бельгии — и управляют зарегистрированными там автомобилями", — пояснил Буйвидас.
Таким образом, компании, не имеющие ни транспортной лицензии, ни грузовых автомобилей, нелегально нанимают водителей-дальнобойщиков, которые имеют международную квалификацию и право на проживание и работу в Литве. Так компании, работающие в республике нелегально, забирают значительную часть годового лимита квот.
"С другой стороны, не обязательно смотреть только на недобросовестные предприятия. Когда госсектор не принимает во внимание логические доводы и не может оперативно реагировать на быстрые изменения, а также не принимает благоприятные решения для транспортного сектора, все больше перевозчиков предпочитают работать за рубежом. Польша, например, которая проводит гораздо более гибкую политику найма работников из третьих стран, не имеет системы квот для такой дефицитной профессии, как дальнобойщик", — уточнили в ассоциации.
По еще летним подсчетам Linava, около 700 литовских перевозчиков работают в Польше и зарегистрировали там около семи тысяч фур. Перевозчики добавили, что такое количество фур приносит в госбюджет более 50 миллионов евро в год. На это количество работает чуть более десяти тысяч водителей — в год они приносят примерно такую же сумму.
"К сожалению, не выделяя квоты, Минсоц закрывает глаза на такие очевидные факты, что, например, в этом году на сферу услуг, промышленность, строительство и сельское хозяйство было выделено более 35 тысяч квот. Из них только сектор услуг использовал все 16 тысяч на конец августа. Теперь мы вынуждены просить дополнительные квоты, несмотря на то, что в общей сложности более 12 тысяч квот в промышленном, строительном и сельскохозяйственном секторах все еще не использованы", — указали перевозчики.
По их мнению, именно это заставляет задуматься, нужны ли квоты вообще.
"Кажется, что они являются инструментом, который ничего не регулирует, а только пугает", — добавили в ассоциации.
Кроме того, перевозчики пожаловались, что, к примеру, дальнобойщики из Казахстана ждут сертификат из Литвы больше месяца, хотя Минсоц обещал сократить срок до семи дней.
В Linava отметили, что из-за нехватки работников все больше перевозчиков уменьшают объемы деятельности — сейчас 20 процентов автопарков, или 12 тысяч грузовиков, простаивают. Транспортному сектору при этом не хватает более 30 тысяч водителей.
"Транспортный сектор всегда стремится к конструктивному диалогу и конкретным решениям. <…> Мы очень надеемся, что опасения транспортного сектора будут услышаны и учтены. Но больше всего мы хотим, чтобы от решений не отмахивались, как это происходит сейчас… Чтобы проблемы решались на основе реальных и обоснованных фактов, а не манипулирования тем, что не является точным и достоверным", — резюмировали перевозчики.
Транспортный сектор балтийской республики особенно сильно пострадал на фоне спецоперации РФ на Украине, антироссийских санкций, закрытия восточных рынков и перебоев в цепочках поставок. Перевозчики постоянно указывают на проблемы. В Linava отмечали, что компаниям не хватает разрешений на транспортировку грузов и водителей. Также перевозчики уже израсходовали выделенные на этот год 16 тысяч квот.
Кроме того, перевозчики не раз заявляли, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание автомобилей стоимость услуг и перевозимых грузов будет расти. Как отмечали в Linava, перевозчики находятся в критической ситуации.