Из-за этих разногласий оказалось невозможным очередное подписание традиционного межпартийного соглашения по внешней политике.
Антироссийская и антикитайская внешняя политика становится камнем преткновения во внутриполитической борьбе за власть в Литве. Триггером обострения этой борьбы стал подготовленный правящими консерваторами-либералам проект договора по внешней политике, который должны подписать все политические партии. Этот договор должен стать на ближайшие годы основополагающим документом при проведении внешней политики для любой избранной власти.
И если антироссийская и антибелорусская направленность ни у одной политической силы не вызывает вопросов, то испорченные нынешней властью отношения с Китаем обострили противоречия между правящими партиями и их политическими оппонентами. По мнению оппозиции, отношения с Пекином надо выстраивать с оглядкой на Брюссель, а не на Вашингтон.
То есть оппозиция предлагает немыслимое для консерваторов – выйти из-под многолетнего влияния США и стать в фарватер внешней политики, проводимой Евросоюзом. А сегодня, в условиях переформатирования всего мироустройства, между Америкой и Европой назревают большие противоречия. Пока что это больше касается экономик двух партнеров – США и ЕС, но в конечном счете и экономические проблемы перерастут в политические. А это может привести к разногласиям в военно-политическом сотрудничестве в рамках Североатлантического альянса.
В некоторых ведущих государствах Евросоюза уже открыто заявляют о возвращении к полноправному сотрудничеству с Россией. Мол, без российских энергоресурсов – газа и нефти европейская экономика может рухнуть уже в ближайшей перспективе. Ведь санкционная политика Запада из-за специальной военной операции на Украине больно ударила по фундаментальным отраслям экономики крупнейших стран Европы – Германии, Франции, Италии. Им-то есть что терять в этой непримиримой войне Запада с Россией. А вот мелким странам-голодранцам терять-то и нечего кроме последних дырявых штанов. Но именно эти страны-нахлебники, в основном из постсоветской Восточной Европы, и являются главными союзниками США на европейском континенте. А при принятии серьезных решений стая этих американских табаки имеет равноправные голоса с тем же Берлином, Парижем или Римом. И чтобы избавиться от этого диктата лимитрофов, канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эмманюэль Макрон все чаще стали говорить об отмене права вето в ЕС.
Вот в этом и заключается серьезность противоречий, которые возникли при подготовке договора по внешней политике политических партий Литвы. В свете предстоящих весной выборов в местные органы власти, на этой теме собираются построить свои предвыборные программы оппозиционные партии. Именно провалы правительства на внешней арене привели к огромным убыткам литовской экономики и дырявым бюджетам самоуправлений.
Но критиковать правящих консерваторов-либералов за разрыв отношений с Москвой и Минском сегодня опасно. А вот разыграть "китайскую карту" вполне реально. Тем более, что именно Китай – главный противник США, которые всеми силами пытаются разрушить добрососедские отношения Москвы и Пекина. А Евросоюз как раз не хочет портить отношения с Китаем.
И чтобы выбить этот козырь из рук оппозиции в предстоящем сражении на власть на местах, правящие предложили отложить подписание межпартийного договора по внешней политике уже после весенних выборов местных органов власти.
"На мой взгляд, предстоящие выборы в органы местного самоуправления усиливают конкуренцию между партиями и уменьшают возможности для соглашения, поэтому я предлагаю вернуться к соглашению после выборов в органы местного самоуправления. Будет соответствующее временное окно до следующих выборов, до президентских выборов, которые меньше беспокоят политические партии, и еще будет время до выборов в Сейм, и можно будет выделить время на договоренности", - заявил лидер правящих консерваторов Габриэлюс Ландсбергис.
А ведь провалы во внешней политике – это как раз главная "заслуга" министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса, который во всем прислушивается к Белому дому. Своего министра во всем поддерживает и номинально беспартийная, а на деле – ставленница консерваторов – премьер-министр Ингрида Шимоните.
"Просто легче договориться по таким решениям. Нам бы очень не хотелось, чтобы внешняя политика каким-то образом превратилась в часть местных выборов, и совершенно неважно, какой избирательной кампании", — заявила Шимоните.
Но в оппозиции этот вопрос не собираются оставлять "на потом".
"Высказывание министра Ландсбергиса о том, что мы могли бы договориться после муниципальных выборов, какая это стадия, муниципальные выборы? Мы говорим о внешней политике, это не имеет никакого отношения к самоуправлению, и нужно соглашение, потому что во внешней политике много разногласий, как между президентом и правительством, так и в Сейме", - цитируют литовские СМИ депутата крупнейшей оппозиционной фракции - "аграриев" ("Союз крестьян и зеленых Литвы") Гедрюса Сурплиса.
Таким образом, в ближайшее время станет понятно, удастся ли Литве сменить вектор своей внешней политики с проамериканского на проевропейский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.