Юбилейный день рождения Витаутас Ландсбергис впервые встречает в статусе "президента Литвы", а не "первого фактического руководителя государства", как еще недавно называли его в литовских СМИ. Этот подарок-мечту преподнесли ему "птенцы Ландсбергиса", которые сегодня захватили власть в стране на всех уровнях — законодательную, исполнительную, судебную и информационную ("независимые" СМИ).
Автору колонки было очень сложно подобрать эпитеты и сравнения из классики, которыми ранее уже наградили "Дедуле" (кличка секретного сотрудника КГБ ЛССР. — Sputnik) его недруги. Одни называли его как Кису Воробьянинова из "12 стульев" — "отцом литовской демократии". Другие сравнивают с Пауком, опутавшим всю Литву паутиной своих ставленников, которых многозначительно именуют "птенцами Ландсбергиса".
Но больше всего Витаутасу Второму (Витаутас — великий князь Литовский в XIV-XV веках) подходит сравнение с Карабасом-Барабасом — кукловодом буратин и мальвин литовского политического бомонда, которыми Дедуле управляет из-за кулис своим длинным кнутом. Этого кнута боятся все — и депутаты, и министры, и премьеры, и президенты в новейшей истории Литвы. Даже всесильный первый де-юре президент (1993-1998) Альгирдас Бразаускас был вынужден считаться с мнением главного оппонента. А уж дважды президент Валдас Адамкус до сих пор боится вслух признаться, кто же им руководил "по факсу" и заставлял назначать на посту министров и судей указанных лиц.
"Адамкус пишет, что они диктовали ему, как поступать и кого на какие должности назначать. Эти инструкции он получал не только лично, но и по факсу и телефону. Помимо этого, Адамкусу достаточно ясно намекали, что в случае неповиновения он будет политически уничтожен. Такое поведение Адамкус назвал шантажом", — пишет в своих мемуарах бывший комсомольский и партийный деятель Литвы Владислав Швед.
Почему Адамкус открыто не назвал фамилию главного шантажиста? Видимо, у тайного куратора был компромат на Адамкуса. Ведь чтобы стать президентом Литвы, гражданин США Валдас Адамкус, сбежавший с фашистами на Запад в 1944 году, должен был проживать в Литве как минимум три года перед избранием. Но Карабас-Барабас так провернул дело о "тапочках Адамкуса" в суде, что вопросов с избранием владельца тапочек главой литовского государства ни у кого не возникло.
О сейфах Ландсбергиса с компроматами почти на всех VIP-политиков современной Литвы слагают легенды. Говорят, что чем толще папка с компроматом на политика, тем на более высокий уровень он поднимается в иерархии литовского политического бомонда. Без утверждения на аудиенции у "главного демократа" невозможно стать депутатом, министром или европарламентарием. В интернете есть говорящая фотография, на которой нынешняя премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните прикладывается к ручке и клянется в верности "Дону Корлеоне" с козлиной бородкой.
Есть и фото, как "железная леди Литвы" Даля Грибаускайте нежно обнимает Ландсбергиса при вручении очередной госнаграды, а ее подчиненные в приватных беседах рассказывали, что совещания президентской администрации Грибаускайте начинала со слов "Профессор сказал…".
Можно вспомнить и некоторые моменты из "героического прошлого" самого старейшины. Например, по чьему указанию Католическая церковь Литвы запретила отпевать в главном кафедральном соборе первого всенародно избранного президента Альгирдаса Бразаускаса? А кто свел в могилу первого фактического лидера "Саюдиса" Витаутаса Петкявичюса, затаскав его по судам за правду о Ландсбергисе в книге "Корабль дураков"?
Ничего такого из жизненного пути Витаутаса Ландсбергиса в "Википедии" не написано. Но литовский народ все знает и все помнит. Ведь не зря на протяжении всех 30 лет новейшей истории Литвы во время соцопросов имя Витаутаса Ландсбергиса в тройке самых нелюбимых политиков страны. Но по иронии судьбы именно он остается самым влиятельным человеком в Литве, который может по наследству передавать мандат европарламентария, а затем и всю партию консерваторов ("Союз Отечества — Христианские демократы Литвы") своему внуку Габриэлюсу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.