ВИЛЬНЮС, 13 окт – Sputnik. Предложенный правительством Литвы проект реформы государственной службы может привести к созданию "касты избранных" и отбросить госслужбу на десятилетия назад, заявил заместитель председателя Комитета Сейма по внешней политике, член партии "Союза крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ) Гедрюс Сурплис. Об этом сообщает пресс-служба СКЗЛ.
По мнению политика, реформа необходима, поскольку по способностям государственных служащих Литва находится на третьем месте снизу среди 38 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А по международному индексу эффективности гражданской службы — только на 20-м.
При этом депутат указал, что цель изменений не в том, чтобы улучшить жизнь чиновников и политиков, а в том, чтобы государственный сектор продвигал страну вперед.
Сурплис отметил, что одним из основных препятствий для эффективности госслужбы в настоящее время является низкая мотивация сотрудников. По его словам, до 60 процентов чиновников заявляют, что недовольны работой на госслужбе.
Как отметил депутат, зарплаты нужно повышать, но в правильных пропорциях.
"Чем лучшие условия мы предложим на госслужбе, тем лучше у нас будут кадры. Почему это важно? Потому что функция госслужбы не в том, чтобы обеспечить работой тех, кто не создал бизнес или не трудоустроился в частном секторе, а в том, чтобы обеспечить функционирование государства: качественные услуги (за которые мы платим налоги), приятное обслуживание (за что мы платим налоги), прозрачность в распределении уплаченных нами налогов", — заявил он.
Сурплис считает, что повышать зарплаты госслужащим и политикам необходимо, так как они на 40 процентов ниже, чем в бизнесе. Он поддержал идею "привязать" зарплаты служащих к уровню средней зарплаты (состоянию экономики страны) и отменить для них потолок, что позволило бы платить более конкурентоспособные суммы лучшим работникам.
"Однако по первоначальному варианту реформы зарплаты членов правительства (подготовивших реформу) и депутатов Сейма (которые будут голосовать за реформу) увеличатся почти вдвое! Зарплата президента увеличится всего на три процента. А зарплаты других бюджетников тоже немного поднимутся, но ближе к тому, как у президента. И принимать решение об этом увеличении будет только руководитель учреждения!" — подчеркнул политик.
По мнению депутата, тут не наблюдается справедливой пропорциональности: министр не должен зарабатывать меньше высших руководителей в бизнесе, но и низших госслужащих нельзя оставлять "с минимумом".
Кроме того, Сурплис отметил, что самым опасным местом в реформе госслужбы является стремление сформировать "высшую государственную службу".
"Это был бы некий особый резерв руководителей, члены которого постоянно совершенствовались бы в "Академии лидерства" и приобретали бы очень широкие полномочия в руководимых ими учреждениях. Они могли бы нанимать собственные "кадры" без особых ограничений и решать вопросы мотивации всех сотрудников. Остальные госслужащие были бы низшими чинами, второй категорией или как их там придумают назвать", — заявил он.
По его мнению, данный вопрос уже вызвал неоднозначную реакцию со стороны профсоюзов и общественности, поскольку таким образом исчезают защитные механизмы против олигархии.
Политик напомнил, что в последнее время 50 процентов тендеров на госуслуги не проходит, потому что нет желающих к них участвовать. Однако только треть конкурсов приходится на руководящие должности, отметил он.
"Самая большая нехватка у нас не в руководителях, а в корпусе служащих более низкого уровня. Почему же тогда мы делаем упор в реформе на улучшение условий для руководителей, наделяя их почти неограниченными полномочиями и ореолом "высшей службы"? Не отбросит ли такой элитарный подход Литву на несколько десятилетий назад, когда были кланы чиновников, безнаказанность и высокая эффективность госслужбы только для "имеющих доступ"?" — задается вопросом Сурплис.
Он подчеркнул, что госслужба не может функционировать на "высшем" и "низшем" уровнях. По его словам, не будет работать система, где управленческая цепочка не общается с остальной частью министерства или учреждения, где между ними существует недоверие и где "вышестоящее" министерство работает по бизнес-логике, а "нижестоящее" просто без мотивации "пишет письма, чтобы уложиться в сроки".
Во второй половине сентября правительство балтийской республики одобрило проекты поправок к Закону о государственной службе и смежным законам. Так, предлагается отменить верхний потолок окладов государственных служащих, децентрализовать их отбор, но конкурсы на должности руководителей учреждений организовать централизованно. В то же время предусмотрен отказ от максимального количества работников и служащих. Руководители учреждений и органов будут самостоятельно решать, сколько и каких именно необходимо должностей для осуществления деятельности и достижения поставленных целей.