Президенту Литвы указали на ошибки во внешней политике
По мнению подписанта Акта о восстановлении независимости Литвы, сегодняшний энергетический кризис — это проблема государственности в целом, поэтому Науседа как глава государства мог бы помочь правительству и Литве
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 1 окт – Sputnik. Литовский дипломат, подписант Акта о восстановлении независимости Литвы Альбинас Янушка заявил, что президента Литвы Гитанаса Науседу не интересует его прямая и основная обязанность — внешняя политика. Об этом он написал в соцсетях.
"Хотелось бы оценить обмен эпитетами между президентом и правительством с объективной и отдаленной точки, найти как можно больше позитива во внешней политике президента. Но для этого президент должен привести более серьезные аргументы и лучше понимать, о чем он говорит. Особенно если он претендует на роль лидера оппозиции, а про обещанную миссию модератора забыл", — считает Янушка.
Он отметил, что уже не первый раз в истории Литвы премьер-министры говорят, что президент не должен вмешиваться в работу правительства. По его мнению, на самом деле есть пределы, когда правительство больше не может этого терпеть, и всегда обязательно будут попытки проверить эти границы, поскольку такова реальность политики.
Янушка подчеркнул, что у него создается впечатление, что нынешняя политическая элита не ценит и не боится Гитанаса Науседу как авторитет, а лишь пользуется и манипулирует им в соответствии со своими сиюминутными потребностями.
По его словам, команда нынешнего президента, с которой он пытается себя идентифицировать, говоря о себе — "мы", тоже пока не смогла создать образ и центр силы, которую не только терпят, но к которой и прислушиваются.
"Из некоторых комментариев президента в последние дни видно, что он не только считает участие в Совете лидеров ЕС своим исключительным правом, но и хотел бы видеть (хотя бы пока в своем сознании) все поле внешней политики как свою "песочницу", куда никто не имел бы права войти без его разрешения (без его делегирования — как он говорит). Во-первых, он тем самым игнорирует Конституцию, в которой сказано, что президент наравне с правительством ведет внешнюю политику. "Вместе" означает вместе, и не меньше. Быть в Совете лидеров — это не конституционное "представительство", как говорят некоторые политологи, а "совместное действие" во внешней политике. Представительство — это когда бывают символические и государственные зарубежные визиты или государственные похороны", — заявил Янушка.
По мнению дипломата, когда президент командным тоном говорит министру энергетики Дайнюсу Крейвису выполнить несколько важных энергетических задач во внешней политике, то есть договориться с ЕС о потолке цен на газ и перераспределении "сверхприбыли", он ошибается, потому что он косвенно показывает, что без правительства он де-факто ноль в энергетической внешней политике. Если Крейвис или премьер-министр Ингрида Шимоните не придут к соглашению, то у президента нет надежды экспромтом добиться чего-то существенного на заседании Совета лидеров ЕС, отметил он.
"Все больше создается впечатление, что президента внешняя политика — его прямая и основная обязанность — просто не интересует, он предпочитает подсчитывать, сколько бюджета еще можно распределить во имя этого мистического "государства всеобщего блага", и внимательно следить за тем, чтобы никто не перешагнул черту его конституционных полномочий во внешней политике", — считает дипломат.
По его мнению, было бы вполне логично и с позиции государственных интересов, и с высоты президентской власти делегировать сегодня всю ответственность за энергетику правительству. Иначе будет выглядеть, что глава государства своим упрямством помешал правительству сделать то, что оно могло бы сделать, отметил Янушка. Он подчеркнул, что сегодняшний энергетический кризис — это больше, чем проблема национальной безопасности, — это проблема государственности в целом, и выразил недоумение, почему это так трудно понять президенту.
По словам Янушки, даже в сфере энергетики Науседа мог бы помочь правительству и Литве, если бы серьезно поговорил с президентом Польши, чтобы Германия через смычку между Литвой и Польшей меньше "качала" шведскую электроэнергию. Также, по его мнению, серьезную помощь оказала бы беседа президента со странами ЕС и ЕК не о потолке цен на весь газ, импортируемый в ЕС, а только о потолке цен на газ, который используется для производства электроэнергии, цены на него динамически меняются в зависимости от потребления. Кроме того, подчеркнул дипломат, можно было бы договориться об изменении алгоритма, убрав оттуда как определяющий фактор цены на электроэнергию, вырабатываемую газом. Если бы хотя бы один из этих вопросов удалось реализовать, не было бы нужды "сжигать" миллиарды из бюджета государства, отметил он.
Также Янушка обратил внимание на то, что лидеру страны стоило бы подумать и о бизнесе, прислушаться к тому, что предлагают президент и вице-президент промышленников для стабилизации цен на электроэнергию.
Он отметил, что у энергетиков и бизнеса есть свои серьезные предложения по краткосрочным и долгосрочным энергетическим стратегиям, однако почему-то исчезли обещания, что дверь президентуры открыта для всех, и исчезла модерация поиска лучших решений, которая сейчас особенно нужна.