ВИЛЬНЮС, 19 сен – Sputnik. Министр окружающей среды Литвы Симонас Гентвилас призывает к срочной реструктуризации сектора водного хозяйства и принятию новой редакции Закона о питьевом водоснабжении и управлении сточными водами, в противном случае, по его словам, некоторые водохозяйственные компании обанкротятся уже в начале января. Об этом говорилось на заседании Комитета Сейма по охране окружающей среды.
"Нынешний энергетический кризис доказывает, что предприятия водного хозяйства находятся в крайне неустойчивом положении, поэтому нет другого пути, кроме срочного реформирования этой системы, правовую основу которой обеспечивает представленный закон", — заявил Гентвилас на заседании.
"Если этот закон не будет принят в этом году, у нас будут компании-банкроты, и к Рождеству те, кто в них работает, перестанут получать зарплату. Простите, но я должен показать, какой сценарий нам грозит", — добавил он.
По словам министра, несмотря на миллиардные инвестиции, около 48 процентов водохозяйственных предприятий работают в убыток, а из-за сильно подорожавших в последнее время газа и электроэнергии малые компании несут финансовые потери и уже не имеют средств на оплату коммунальных услуг. По словам Гентвиласа, выходом из сложившейся ситуации стало бы присоединение к более крупным предприятиям, чтобы их доходы увеличились.
"Мы видим, что в маленьких региональных компаниях 60 процентов тарифа на водоснабжение и очистку сточных вод составляет заработная плата работников. Это значит, что ни о каких инвестициях речи не идет, есть только попытка выжить", — заявил Гентвилас.
Предложенная правительством редакция закона предусматривает, что 60 предприятий водного хозяйства должны быть реорганизованы в девять региональных компаний.
Президент Литовской ассоциации поставщиков воды (LVTA) Бронюс Межутавичюс также призывает к скорейшему принятию закона.
"Закон хороший, главное, чтобы его приняли как можно быстрее", — сказал Межутавичюс.
Однако он раскритиковал положение законопроекта о том, что Государственный совет по регулированию энергетики (VERT) будет обязан пересматривать тарифы компаний только два раза в год. По его словам, это слишком редко — с учетом нынешнего энергетического кризиса цены должны устанавливаться ежемесячно.
По мнению VERT, такое предложение является чрезмерным и увеличит административную нагрузку, вызовет путаницу у жителей при оплате услуг и, возможно, будет способствовать злоупотреблениям.
"Не все люди платят ежемесячно, часто бывают задержки, как избежать ситуаций, когда люди декларируют потребление воды, когда цены падают, и не делают этого, когда они растут", — заявил на встрече представитель VERT Донатас Ясас.
По его словам, компромиссным вариантом может стать ежеквартальный пересмотр расценок.
Представитель Ассоциации самоуправлений Агне Казлаускене заявила, что компании по управлению водными ресурсами, в основном принадлежащие самоуправлениям, боятся быть "проглоченными" более крупными и сильными региональными предприятиями.
"Самоуправление опасается, что после этой реформы цены в регионе выровняются в большую сторону, а зная, что параллельно с плановой реорганизацией водохозяйственной системы происходит реорганизация системы водоотведения, жители маленьких самоуправлений ждут очередного скачка цен", — заявила Казлаускене.
Гентвилас признал, что цены на услуги водохозяйственных компаний различаются примерно в три раза — они выше там, где меньше жителей.
"Как правило, чем беднее район, тем выше расходы, потому что в более богатых районах значительная часть расходов водохозяйственных предприятий покрывается промышленными и производственными предприятиями", — сказал министр.
С помощью закона также предлагается уточнить критерии лицензируемой деятельности водохозяйственных компаний — лицензия может быть отозвана, если канализация не очищается должным образом или подается вода ненадлежащего качества.
Кроме того, ожидается, что VERT выберет наиболее квалифицированного общественного поставщика питьевой воды в регионе и назначит его в качестве гарантированного поставщика. Планируется легализовать скважины, которых в Литве около 30 тысяч, из них около трети нелегальные. Зачастую это старые водонапорные башни, их используют без разрешений, и за это выписывают штрафы.